Время новостей
     N°119, 08 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2009
"Крен наметился"
Рашид Гайсанов назвал причины всплеска терактов в Ингушетии
Временно исполняющий обязанности президента Ингушетии Рашид Гайсанов на вчерашнем брифинге в Москве продемонстрировал предельно ясное представление о ситуации в республике и масштабе стоящих перед ним задач. Он фактически признал, что мощный всплеск резонансных преступлений и террористических актов в Ингушетии является следствием активизации работы правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с диверсионным подпольем.

С точки зрения врио президента, всплеск преступности -- «ответ той стороны, которая теряет почву под ногами». При этом г-н Гайсанов признал, что на уровень противостояния силовиков и боевиков в Ингушетии влияет фактор молодежи, несколько поколений которой оказалось «упущено» в плане воспитания.

Рашид Гайсанов полагает, что непримиримые боевики непременно должны нести ответственность за содеянное. Но борьба против них должна вестись исходя из безусловного приоритета охраны жизни гражданина. Врио президента уверен, что чеченские силовые структуры должны и дальше помогать своим ингушским коллегам в борьбе с подпольем, но о каком бы то ни было объединении двух субъектов Российской Федерации, которые в советские времена составляли единую Чечено-Ингушскую автономную республику, не может быть и речи. «Восстановление Ингушской Республики выстрадано народом, многие достойные люди уходили из жизни с мечтой об этом, -- сказал г-н Гайсанов, отвечая на вопрос «Времени новостей». -- Вопрос о восстановлении Чечено-Ингушетии нет смысла обсуждать, понимание этого есть в том числе в Москве. Более того, если зайдет речь об отказе от республиканского статуса Ингушетии, я буду среди первых, кто будет бороться против этого и готов возглавить такую борьбу».

Рашид Гайсанов был официально утвержден в своей нынешней должности указом президента Дмитрия Медведева от 3 июля, после того, как президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был госпитализирован с тяжелейшими ранениями в результате покушения на его жизнь. Утром 22 июня 2009 года, в пятую годовщину налета боевиков на Назрань, кортеж президента Евкурова был атакован заминированным автомобилем, за рулем которого, по мнению следователей, находился смертник.

По ингушской конституции полномочия в таких случаях переходят к премьер-министру, а Рашид Гайсанов возглавляет региональное правительство с 14 ноября 2008 года. 36-летний г-н Гайсанов начинал карьеру в банковской сфере, затем трудился в администрации первого президента Ингушетии Руслана Аушева, был министром экономики Ингушетии и при г-не Аушеве, и при его непопулярном преемнике Мурате Зязикове, а с 2006 года перешел на работу в Минрегионразвития РФ. С таким послужным списком он оказался вполне компромиссной фигурой, чтобы возглавить кабинет министров через две недели после появления в Ингушетии нового, третьего по счету президента. Теперь г-ну Гайсанову самому придется по крайней мере на какое-то время привыкнуть к президентскому креслу.

Подтвердив своим указом его автоматическое назначение, Дмитрий Медведев развеял какие бы то ни было сомнения в том, что Москва надеется на возвращение г-на Евкурова и пока не собирается существенно менять схему управления территориями восточной части Северного Кавказа. Это помогло развеять явно сгустившиеся опасения ингушского политического истеблишмента, связанные с демонстративной активизацией после покушения на Юнус-Бека Евкурова президента Чечни Рамзана Кадырова. Вчера врио президента Ингушетии еще раз подтвердил, что чеченские и ингушские силовики активно и плодотворно сотрудничают уже около двух месяцев, но это не значит, что чеченская милиция может работать в Ингушетии бесконтрольно, а ингушское руководство делится с соседями какими бы то ни было полномочиями.

Кстати, Рашид Гайсанов сообщил, что покушение на президента Евкурова никак не изменило планов муниципальной реформы в республике. По закону Чечня и Ингушетия должны до конца нынешнего года последними в России, но формально впервые в своей постсоветской истории обзавестись легитимными органами местного самоуправления. Г-н Гайсанов от лица возглавляемой им ингушской «Единой России» заверил, что никаких оснований для отсрочки нет, и выборы ингушских муниципалитетов пройдут 11 октября. После этого республика окончательно обретет очертания -- чтобы выбрать муниципальные органы власти, нужно сначала нарисовать на карте их границы, из которых, как мозаика, сложится территория региона, до сих пор не имевшего официально оформленной границы с Чечней и долгое время оспаривавшего границу с Северной Осетией.

Врио президента призвал к спокойствию политиков, которые после покушения на г-на Евкурова попытались «раскачивать лодку и играть на тревоге широких масс». Речь идет о части ингушской оппозиции, которая попыталась, в частности, анонсировать митинги против произвола чеченских силовиков на территории Ингушетии -- вместо того, чтобы, по словам г-на Гайсанова, сплотиться в трудную минуту вокруг законных органов власти. При этом Рашид Гайсанов заверяет, что власть по-прежнему открыта для диалога с любыми общественными силами, «даже если они отражают интересы самой маленькой части общества Ингушетии» -- кроме тех, кто взял в руки оружие и вышел из правового поля. И даже к таким, по словам г-на Гайсанова, удается применять методы убеждения.

Сепаратизма в Ингушетии нет, уверен Рашид Гайсанов. Он коротко и четко обрисовал идеологию, которая привлекает в лес молодежь: «С их точки зрения есть чиновники, которые проедают народное достояние, и честные люди, которые борются за справедливость. Это слово в данном случае можно взять в кавычки. Это радикальный взгляд на вещи. С другой стороны, говорят, что тот, кто не был радикалом в молодости, тот подлец, а тот, кто не стал консерватором к старости, -- дурак. Я в свои 36 лет тоже вижу многие вещи совсем иначе, чем в 18».

Врио президента признает, что власть пока проигрывает идеологическую борьбу, но в конечном итоге рассчитывает победить, в том числе путем повышения занятости и благосостояния, что жизненно необходимо для стабильности трудоизбыточного общества, где людей моложе 30 больше половины, а население растет быстрее, чем где бы то ни было в России.

«Закончится ли когда-нибудь этот кошмар?» -- спросили у г-на Гайсанова журналисты о пылающей в регионе диверсионной войне. Г-н Гайсанов выразил уверенность в том, что закончится. Для этого делается, с его точки зрения, «все возможное и необходимое». Все начинания команды Юнус-Бека Евкурова будут, по его словам, непременно продолжены, хотя стиль работы г-на Гайсанова будет, видимо, отличаться от стиля работы г-на Евкурова. Сам Рашид Гайсанов признал, что в его отношении приняты дополнительные меры безопасности. А это значит, что ему едва ли удастся ездить по Ингушетии маленьким кортежем в три машины, как это делал г-н Евкуров, и публиковать номер своего мобильного телефона, чтобы любой мог дозвониться до своего президента. «Юнус-Бек Баматгиреевич солдат, он привык смотреть в глаза опасности», -- признал г-н Гайсанов, человек сугубо гражданский. При этом он понимает, насколько важно сохранить те зерна доверия большинства населения к региональной власти, которые успел посеять г-н Евкуров за несколько месяцев своей работы: «Ростки доверия появились. Крен наметился. Нам очень важно добиться перелома».

Относительно срока возвращения к работе самого Юнус-Бека Евкурова прогнозов пока нет. По имеющимся данным, он пришел в сознание и через две недели после покушения уже может читать служебные документы.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии