Скандальные судебные процессы о незаконном назначении десятков нотариусов в Москве, как стало известно «Времени новостей», привели к неожиданной правовой коллизии. Симоновский райсуд Москвы признавал проведенные конкурсы на замещение вакантных должностей нотариусов незаконными один за другим. Позднее Мосгорсуд это подтвердил.
Однако теперь Московская городская нотариальная палата (МГНП) не знает, как эти решения выполнять, потому что де-юре выполнять их некому.
Таким образом, 50 нотариусов в Москве, назначение которых признано незаконным, но «к которым никаких претензий как к профессионалам нет», оказались в подвешенном состоянии. Конкурсы, признанные судом незаконными, проводились в 2005--2006 годах. Получается, что и сами эти нотариусы с тех пор фактически были на нелегальном положении. Но ведь им приходилось заверять не только копии документов, но и сделки крупных компаний о передаче долей, например, сумма которых может оцениваться в миллионы и даже миллиарды рублей. И в случае возникновения конфликта все эти сделки можно признать недействительными. Причем усугубляется ситуация тем, что большинство этих "спорных" нотариусов по-прежнему продолжают работать, ведь от должностей их никто не отстранял. Дело в том, что не понятно, кто должен это сделать.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», помощник нотариуса Инна Ермошкина инициировала ряд судебных процессов, поскольку считает, что в Москве выигрывают конкурсы только те нотариусы, кто имеет необходимые родственные связи. Среди таких блатных нотариусов г-жа Ермошкина называла многих известных персон: дочь спикера Мосгордумы Владимира Платонова -- Ксению, жену заместителя генпрокурора Александра Буксмана -- Ирину, супругу бывшего первого зампредседателя Верховного суда Владимира Радченко -- Людмилу, родственника главы МЧС Сергея Шойгу Алексея Кузовкова, хорошую знакомую умершего в прошлом году президента Нотариальной палаты Виктора Репина Елену Борунову, сына отставного теперь уже начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина -- Александра.
Споры в Симоновском суде по поводу назначений шли долго, но в основном только потому, что кто-то из нотариусов или их адвокатов не являлся, и заседания приходилось откладывать. В конце концов представитель московского управления Федеральной регистрационной палаты (УФРП) заявил, что ведомство больше не несет ответственности за нотариусов, так как их палата теперь подотчетна Минюсту. Однако судья Павел Вершинин, ссылаясь на разъяснения Мосгорсуда, с этим не согласился и удовлетворил иски г-жи Ермошкиной. Из решения суда следовало, что был нарушен порядок объявления и проведения конкурса, не выполнена его цель. Кроме того, конкурсная комиссия вышла за рамки своих полномочий по определению количества вакантных должностей на конкурсе.
Эти решения были вынесены летом и осенью прошлого года, а текущим летом Мосгорсуд подтвердил их законность и обоснованность. Только выполнять их теперь некому. УФРП нотариусами больше не занимается, а Минюст, приняв их к себе, при этом правопреемственности не получил и по старым долгам ответить не может, даже если бы и хотел. В связи с этим глава Московской городской нотариальной палаты Василий Ралько был вынужден сделать следующее заявление: «Один из ключевых вопросов -- вступление в законную силу решений Симоновского районного суда Москвы о признании недействительными конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов 2005--2006 годов. Данный вопрос обсуждался в присутствии представителей ФНП и Главного управления Минюста по Москве. Мы пришли к выводу, что решение суда будет крайне трудно или затруднительно исполнить. Налицо правовая коллизия. Поэтому на сегодняшний день никто не может сказать, как, когда и будет ли вообще исполнено данное решение. Хочу вас заверить в том, что Московская городская палата примет все меры, чтобы право каждого нотариуса, которого коснулось данное решение, не было ущемлено».
По его словам, московское управление юстиции решило самостоятельно обратиться в суд, чтобы тот дал разъяснение, как теперь исполнять эти решения. Однако сомнительно, что суд станет давать какие-либо объяснения лицу, которое никакого участия в рассмотрении споров не принимало.
В нотариальной палате говорят, что к работе самих нотариусов, которых коснулись эти судебные решения, «никаких претензий нет», суд лишь указал на нарушения в условиях проведения конкурсов. А что касается так называемых блатных кандидатов, в этом в палате ничего предосудительного не видят. «Это нормально, когда дети нотариусов идут сначала в помощники, ведь в отсутствие нотариуса именно помощник выполняет его обязанности, а это может делать только самое проверенное и доверенное лицо. А потом они сами становятся нотариусами. Дочь главы нотариальной палаты Мадрида тоже нотариус, и это там считается нормальным», -- сказали в МГНП.
А то, что нотариусами становятся еще и родственники других чиновников, в том числе и из правоохранительных органов, то, по мнению МГНП, «так у нас везде, по всей стране, и сделать с этим ничего нельзя». Главное, считают в МГНП, что «все нотариусы работают добросовестно и никаких жалоб на них не поступает». Из всех уже прозвучавших в свете указанных судебных процессов громких фамилий только двое сложили с себя полномочия -- Ирина Буксман и Александр Пронин. Но, как подчеркнули в палате, «сделали они это по своему собственному желанию».