|
|
N°120, 09 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великодержавный оптимизм
Эксперты об итогах визита Барака Обамы в Москву
Выступая с программной речью в Российской школе экономики в ходе визита в Москву, президент США Барак Обама отвел России роль великой державы. Готова ли наша страна в статусе такой державы принять на себя ответственность за ситуацию в мире? Об этом и о том, можно ли считать состоявшейся так называемую перезагрузку российско-американских отношений, корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ рассказали представители российского экспертного сообщества.
"Россия и США перезагрузку видят по-разному"
Татьяна СТАНОВАЯ, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:
-- Перезагрузка не делается одномоментно. У обеих сторон есть понимание, что перезагрузка не могла произойти именно в рамках российско-американского саммита. Я бы сказала, что нынешняя встреча дает некий импульс к началу совместной работы. Основные переговоры еще впереди. В Кремле будут ждать реальных плодов от нынешней встречи, так как самое главное, что волнует Россию сейчас, это проблема американской ПРО в Восточной Европе. Существенного сдвига в содержательном плане тут пока нет.
Вопрос о том, готова ли Россия как «великая держава» взять на себя ответственность за ситуацию в мире, зависит от того, о чем именно мы говорим. Будучи ядерной державой, мы, конечно, несем ответственность вне зависимости от чьих-либо желаний по Ирану, по ядерному разоружению, по сокращению арсеналов. Однако потенциал России сегодня гораздо слабее, чем мы того хотели бы. Надо признать, что сегодня Россия и США ведут диалог не на равных. Даже если США заявляют, что они готовы рассматривать Россию как равноправного члена мирового сообщества, это не означает, что мы действительно таковым являемся. А для России все упирается в ситуацию с ПРО. Грузия, расширение НАТО на восток, конкуренция за постсоветское пространство -- все это в конечном счете связано с изменением баланса между Россией и США в вопросах наступательного и оборонительного потенциала. Перезагрузка будет успешной для России только в том случае, если будет снята наша озабоченность по ПРО. Для США перезагрузка будет успешной в том случае, если удастся подписать соглашение по СНВ, договориться по Ирану и реализовать договоренности о партнерстве России по транзиту в Афганистан. То, что Россия и США перезагрузку видят по-разному, тоже является одной из потенциальных проблем, которые могут мешать движению и поиску понимания.
Статус великой державы не просто игра мускулами"
Сергей МАРКЕДОНОВ, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа:
-- Рано делать выводы, перезагрузка -- это процесс. Он очень важен для России и для США, и он начался -- сейчас это самое главное, а остальные вопросы требуют детализации. Пока сделаны первые шаги и обозначены позитивные намерения обеих сторон. При этом остаются разночтения по поводу положения дел на постсоветском пространстве, недоговоренности по ПРО -- все это показала в том числе и итоговая конференция Обамы. Через две недели вице-президент США Байден прибудет в Тбилиси -- посмотрим, как будут развиваться события. Замечу, что если вспомнить аналогичную разрядку советско-американских отношений при Брежневе, она тоже заняла длительное время и проходила при трех президентах США -- Никсоне, Форде и Картере.
Если Россия и в самом деле претендует на роль «великой державы», то действительно она должна на себя брать ответственность за происходящее в мире, это предполагается по умолчанию. Статус великой державы не просто игра мускулами и не воспоминания о золотых временах, а реальная ответственность. В то же время в таком случае отношения между двумя странами должны строиться на принципах кооперации, честного партнерства: карты на стол без всяких ухищрений. Предпосылки к этому есть, но, как я уже сказал, перезагрузку нельзя воспринимать как одноактное действие. У нас со Штатами есть очевидные общие точки -- Афганистан, ядерное вооружение, терроризм. Есть разночтения -- по Грузии, Украине. Я бы сказал, что сейчас нам надо более конкретно обозначать свои интересы, спокойно их защищать и отстаивать. Больше прагматики! К тому же хорошо бы и нам, и американцам перестать видеть в России Советский Союз. Мы другая страна, со своими интересами и своей политикой.
"Россия -- одна из опор многополярного мира"
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Перезагрузка началась. Вопреки тому, что говорили скептики, рамки договоренности по ПРО и стратегическим вооружениям обозначены. Было высказано намерение до конца года подписать соглашения, а это просто ураганные темпы. Все это говорит о многом, потому что прошлая администрация США только разрушала договорные рамки в области стратегических вооружений. Также наконец мы услышали о готовности американской стороны рассматривать во взаимосвязи вопросы ПРО и стратегического наступательного вооружения. Предыдущая администрация с такой постановкой вопроса была не согласна. Как нечто почти революционное прозвучало известие о том, что США готовы учитывать интересы России на постсоветском пространстве. Об этом тоже раньше просто отказывались разговаривать: мол, еще чего, вы проиграли в «холодной войне». А с нашей стороны мы Америке сделали подарок, связанный с транзитом военных грузов (в Афганистан. -- Ред.). Цена вопроса -- 140 млн долларов.
Все это явные симптомы перезагрузки, риторика сменилась, но слова еще предстоит воплотить в дела. Россия не говорит, что она равна Америке, так что вопрос об ответственности за ситуацию в мире неоднозначен. Но с теми, кто разделяет наше представление о мировом порядке, -- Китай, Бразилия, Индия -- мы явно говорим о том, как надо менять архитектуру мирового порядка, и берем на себя ответственность за изменение глобального финансового и экономического порядка. А за глобальный порядок безопасности мы, естественно, несем ответственность как постоянный член Совета Безопасности ООН. Так что все прекрасно понимают, что Россия -- одна из опор многополярного мира.
"На самом деле нет предметов для разговора"
Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:
-- Победа Обамы на выборах в США обрекала отношения на перезагрузку. Пока можно говорить прежде всего об эмоциональном характере этой перезагрузки, и даже сложно говорить, был ли достигнут личностный контакт. Главной проблемой российско-американских отношений является отсутствие внятной повестки дня. Есть потребность общаться, но на самом деле нет предметов для разговора. Поэтому выбраны безобидные темы типа разоружения, по которым всегда можно сделать вид, что договорились.
Если говорить о России как о «великой державе», то напомню, что главная особенность присутствия России в G8 в том, что наша страна там находится на восьмом месте. Мировая держава, но восьмая по счету. Поэтому что касается ответственности за ситуацию в мировой экономике, то Россия предпочла бы такой ответственности на себя не брать. Вместо этого мы, очевидно, предпочитаем просто быть альтернативным полюсом, показывать, что есть иная точка зрения, не всегда при этом раскрывая ее содержание.
"Пока прошла взаимная разведка"
Георгий САТАРОВ, президент фонда ИНДЕМ:
-- Я думаю, что перезагрузка не состоялась. Пока прошла только взаимная разведка. Готовность к перезагрузке есть, хотя она и проявляется на фоне взаимной настороженности. А вот что касается статуса «великой державы», как назвал Россию сам Обама, то я сомневаюсь, чтобы Россия была готова взять на себя естественную для великой державы ответственность за происходящее в мире. Уж чего-чего, но ответственности мы никогда не любили. Великая держава не устраивает такие фортели, какие мы позволили себе со вступлением во Всемирную торговую организацию, -- вот вам типичная иллюстрация нашего отношения к вопросу об ответственности, а ведь членство в ВТО помимо прав налагает еще и определенные обязанности. Великие державы ведут себя по-другому.
|