|
|
N°120, 09 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
...И нечего тебе смотреть на ероплан!
Кассовые чемпионы последнего времени вгоняют в нешуточную дрожь
На сегодня (впрочем, в данном случае это понятие растяжимое -- итоги нынешней недели станут известны только в понедельник) так называемый фильм Майкла Бэя «Трансформеры: Месть падших» собрал в одном только американском прокате без очень малого 300 млн долл., при том, что с момента его выхода на экраны прошло всего две недели. На втором месте в топ-десятке -- третья часть фильма «Ледниковый период» «Эра динозавров», очередная вариация на тему приключений нарисованных (теперь, правда, еще и трехмерных -- в отдельных кинозалах) доисторических зверей с результатом 66,6 млн долл. за первые дни проката (эта цифра много о чем говорит). Хорошего в этом мало.
Подобной ситуации ожидали не без некоторого внутреннего трепета все киноманы, которые в принципе неплохо относятся к победителям кассовой гонки, но вот уже который год вынуждены признать, что первые места в ней занимают картины не то чтобы даже некондиционные, но по большому счету недостойные называться кинофильмами в принципе. И вот эта самая ситуация настала. Ко вторым «Трансформерам» невозможно применить ни единого аргумента из привычного аналитического арсенала -- это попросту очень плохо придуманные и исполненные (дело не в невообразимых спецэффектах, конечно) сцены длиной в два с половиной часа, собранные с бору по сосенке. При желании (и профессиональной необходимости) можно, наверное, вытянуть из себя некоторое количество интересных мыслей и по отношению к этому произведению (например, сравнить одного из новоявленных роботов одновременно с идолищем поганым из киносказки «Морозко», а также с живым деревом-энтом из «Властелина колец»), но делать это, хоть убейте, решительно неохота. И то, что на сегодняшний день именно эта поделка является самым главным фильмом на планете, не может не удручать.
Ей-богу, все мы любим бездумные блокбастеры, но когда наше к ним отношение эксплуатируется настолько неприличным образом, становится по-детски обидно. Становится жаль, что ты родился именно сейчас, а не, скажем, в тот момент, когда в мировом кинопрокате царили совсем другие блокбастеры, -- в веселую и мощную эпоху 80-х, когда на первые места хит-парадов выходили фильмы вроде «Инопланетянина» Спилберга (как к нему не относись), «Полицейского из Беверли-Хиллз» или даже «Один дома». Эти фильмы как минимум заслуживали рецензий. А что сегодня можно сказать про утомительное и ни к чему не ведущее противостояние автоботов и десептиконов (кому-то это может показаться забавным, но нормальный человек не в состоянии рассуждать на подобные темы)?
На самом деле проблема куда более серьезна, чем может показаться на первый взгляд. Испокон века голливудские суперфильмы, которые приходится смотреть хотя бы потому, что их точно так же, с попкорном и прохладительным напитком, узреет каждый второй твой ровесник на земле, считались чем-то очень важным и значимым. По ним настраивали свои «струны сердца» не самые последние представители поколения, в них можно было углядеть если не глубинный смысл, то уж как минимум утешение. Сегодня с ними случился невообразимый еще десять лет назад коллапс. Когда главным, по сути, артистом современности является Шиа Ла Бьеф, сыгравший главного героя в «Трансформерах», то люди, которые помнят времена, когда его место занимал ни много ни мало Арнольд Шварценеггер, а про трехмерных зверушек никто и помыслить не мог, вынуждены уходить в глубокое подполье. Вытаскивать из запасников запиленные видеокассеты формата VHS, на которых так или иначе бьется все такая же иномирная, не имеющая никакого отношения к реальности, но при этом абсолютно живая жизнь.
Видеомагнитофон становится тем самым, описанным классиком «сундучком, в котором что-то стучит». А новоявленные чемпионы проката так и остаются призрачным и абсолютно неинтересным элементом реальности. Их все равно придется посмотреть. Но в данном случае как нельзя лучше к происходящему подходит затертое выражение «ни уму ни сердцу». Вот именно. Ни уму. Ни сердцу. Хочется думать, что у большинства потребителей аудиовизуальной продукции осталось и то и другое. Иначе никак.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ