Время новостей
     N°120, 09 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2009
«Живем как на острове!»
К решению калининградского визового вопроса подключились не только дипломаты, но и правозащитники. На днях уполномоченный по правам человека в Калининградской области Ирина Вершинина обратилась к федеральному омбудсмену Владимиру Лукину и председателю Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ Элле Памфиловой с просьбой помочь добиться для калининградцев упрощенного порядка получения шенгенских виз. О визовых трудностях летом 2008 года г-жа Вершинина уже рассказывала своему европейскому коллеге комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммарбергу, который по ее приглашению приезжал в Калининград и признал: «Проблема есть, надо что-то делать». Видимо, его усилий оказалось недостаточно -- пришлось обратиться за содействием к российским правозащитникам. О ситуации с визами для калининградцев омбудсмен Ирина ВЕРШИНИНА рассказала собственному корреспонденту «Времени новостей» Вадиму СМИРНОВУ.

-- Ирина Федоровна, калининградская визовая проблема традиционно рассматривалась исключительно в дипломатической плоскости. Почему вы рассматриваете ее еще и как нарушение прав местных жителей?

-- Калининградская область отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Регион граничит по суше с Польшей и Литвой. Специфическое геополитическое положение области способствует возникновению целого комплекса проблем. Одна из них -- возможность реализации права на свободу передвижения, вызванная в первую очередь необходимостью обеспечения граждан заграничными паспортами для транзита по территории Литвы. Многочасовые, утомительные очереди в паспортно-визовые отделы стали визитной карточкой Калининградской области. После вступления Литвы и Польши в Шенген калининградцы потеряли привычные преференции -- бесплатные многократные годовые визы в эти соседние страны. Введение консульского сбора за оформление виз, необходимость предоставления приглашений и других дополнительных документов привели к сокращению приграничного сотрудничества, контактов между людьми. Действующие правила затруднили реализацию экономических, социальных, культурных прав жителей Калининградской области и жителей соседних стран. Необходимость уплаты консульского сбора значительно ограничила возможность посещения многими жителями Украины и Белоруссии. Если хочешь ехать на поезде -- оформляй литовскую визу за 35 евро. Но проблема не только в деньгах. Теперь, к примеру, для того чтобы группа детей в сопровождении педагогов из городской художественной школы приняла участие в выставке в соседней Литве или Польше, им необходимо в «облегченном» режиме оформить множество документов. Если же ребенка воспитывает одинокая мать, а местожительство отца ребенка неизвестно, получить от него разрешение на выезд ребенка из Калининградской области невозможно. Следовательно, ребенок становится «невыездным». В том числе в другие субъекты Российской Федерации. Вот вам и нарушение прав!

-- Оторванность региона от основной территории страны негативно отражается лишь на гуманитарной сфере или на его экономике тоже?

-- Экономика страдает очень серьезно. Приведу один весьма наглядный пример. В связи с расширением Европейского союза возникла угроза транспортной изоляции Калининградской области. С середины прошлого года сложилась тенденция резкого снижения грузопотока на калининградском направлении. Существует разница в тарифах на перевозку грузов, идущих на калининградском направлении, и тех, которые адресованы в порты Балтики. Эта разница не в пользу Калининградской области. Объемы грузов, перевозимых Калининградской железной дорогой и перерабатываемых портовым комплексом области, уменьшаются. А ведь это потеря налогов в бюджет и рабочих мест.

Другой пример. В последнее время область стала популярным направлением для туристов из российских регионов, в основном из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, областей северо-запада. Но из-за необходимости оформления виз туристический поток в Калининградскую область значительно снизился. Мы вновь несем потери. Необходимо рассматривать визовый вопрос в комплексе взаимовыгодных предложений в сфере туризма РФ и ЕС. Со стороны России можно, например, упростить оформление групповых виз для иностранных граждан, посещающих Калининградскую область, а также открыть тут дополнительный пункт по оформлению краткосрочных виз.

-- Вы пытались обратить внимание на калининградскую визовую проблему не только российских, но и европейских ответственных лиц. Каков эффект?

-- Летом прошлого года по моему приглашению в Калининград приезжал комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Здесь был проведен «круглый стол» по проблемам реализации жителями Калининградской области права на свободу передвижения. По его итогам принято обращение к органам государственной власти Российской Федерации и Калининградской области, Совету Европы, Евросоюзу по вопросу реализации мер, направленных на упрощение визового и транзитного режима для жителей Калининградской области. Текст обращения был направлен в различные европейские и российские властные органы. Однако острота проблем жителей Калининградской области, связанных с геополитическим положением региона, до сих пор не снята.

-- Что же вы предлагаете?

-- Если говорить исключительно о визах, считаю целесообразным оформление многократных шенгенских виз жителям региона на годичный срок без предоставления приглашений. Кроме того, необходимо увеличение срока действия заграничного паспорта, а также упрощение процедуры оформления групповых виз для иностранных граждан, посещающих Калининградскую область.

Сейчас ведутся переговоры по установлению льготной 30-километровой зоны возле границы, жители которой смогут пользоваться не визами, а некими спецпропусками. Но такая половинчатая мера лишь подхлестнет челночную торговлю. Значит, очереди на погранпереходах, инфраструктура которых далека от идеальной, увеличатся еще больше. Их и сейчас-то преодолеть непросто, а что будет потом?

Особое геополитическое положение Калининградской области и связанные с этим проблемы соблюдения прав человека должны быть объектом как международной, так и внутренней политики РФ. Такая политика должна содержать комплекс мер, в том числе и законодательного характера. Это могут быть, например, дополнительные гарантии в отношении жителей региона, направленные на сохранение целостного административного, правового, культурного и социально-экономического пространства России. Кроме того, было бы уместно возродить на федеральном уровне пост высокого ранга, например спецпредставителя президента РФ, по калининградским проблемам.

-- Когда местные политики или общественные деятели начинают вести на федеральном уровне речь о дополнительных льготах для региона, то в ответ слышат: все субъекты РФ равны, не просите к себе особого отношения...

-- Да, нам иногда говорят: а чем, мол, вы лучше остальных, что просите для себя льготы по визам? Но мы не лучше, а хуже -- вот в чем все дело. Разве кому-то из россиян, кроме калининградцев, надо пересекать границы иностранных государств, оформлять загранпаспорт, тратиться на визу, чтобы из одной части родной страны попасть в другую? Живем как на острове!

//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз