|
|
N°119, 08 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Для ядерного сдерживания хватит пары сотен боеголовок"
Президенты России и США на переговорах в Москве согласовали рамочные параметры дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ). Переговоры на этот счет продолжатся. Пока же подписанное соглашение предлагает вести разговор о сокращении ядерных боезарядов в пределах 1500--1675 единиц. Предполагаемый уровень числа их носителей лежит в пределах 500--110 единиц. Заданные «потолки» переговорные команды должны взять за основу в ходе работы по подготовке нового договора, который заменит истекающий в декабре этого года Договор СНВ-1.
Московские договоренности Медведева и Обамы отражают «крайне осторожный подход сторон», полагает академик РАН 76-летний Роальд САГДЕЕВ, проживающий ныне в США. Своим прогнозом он поделился с «Временем новостей».
-- Договоренности Медведева и Обамы не определяют конечных параметров сокращения вооружений. Что-то пока удерживает переговорщиков от более решительных шагов. Во всяком случае американцы точно не спешат, хотя, выступая в начале апреля в Праге, Обама и заявлял о возможности полного отказа от ядерных потенциалов. В Москве стороны сделали скорее символический, хотя и важный шаг навстречу друг другу.
-- Американские СМИ допускают возможность еще большего понижения потолка сокращений --до 1200--1300 боезарядов...
-- Обама, может, и пошел бы на это, не будь у него столь сложных отношений с конгрессом. Президент ведет сложную игру, выступая с далеко идущими инициативами одновременно во внешней и внутренней политике.
-- Москва и Вашингтон продолжат переговоры о возможном сотрудничестве в создании общей системы противоракетной обороны...
-- Достижением можно считать уже то, что ПРО стала предметом переговоров. Тем не менее в Москве по-прежнему ждут, пока США определятся с проектом ПРО в Польше и Чехии и так называемому «возвратному потенциалу» (средства доставки и боеголовки на складах, которые США до сих пор отказывались учитывать при сокращении потенциалов. -- Ред.).
-- Пойдут ли США в итоге навстречу России?
-- Не исключаю этого, хотя переговоры будут идти еще долго. Когда-то американцы первыми предложили рассматривать оборонительный и наступательный потенциал в пакете. Это сделал Роберт Макнамара, занимавший в администрациях президентов Джона Кеннеди и Линдона Джонсона пост министра обороны. Он скончался на днях -- 6 июля, и сейчас американские СМИ много о нем пишут. Но нигде ни слова не говорится о сыгранной им роли в переговорах с Советским Союзом по стратегическим вопросам.
В середине 1960-х Макнамара сумел убедить Джонсона в необходимости увязать ограничения наступательных и оборонительных вооружений. Когда эту позицию озвучили советскому премьеру Алексею Косыгину, тот вскипел: «Оборона -- моральна, наступление -- аморально». Ведь к тому времени СССР уже разместил систему ПРО вокруг Москвы. Но потом Косыгин изменил позицию и на встрече с Джонсоном в 1967 году в Гласборо (штат Нью-Джерси, США. -- Ред.) уже сам поднял вопрос об ограничении систем ПРО в увязке с наступательными потенциалами. Сейчас как раз тот случай, когда полезно поворошить прошлое.
-- До какого уровня вы сами снизили бы потолки сокращаемых вооружений?
-- Для меня здесь показателен пример Китая. У него порядка 40 стратегических ракет с ядерными боеголовками -- в сотни раз меньше, чем у США и России, обладающими несколькими тысячами боезарядов. (По данным на 2009 год, стратегический запас ядерных боеголовок Китая составляет 240--280 единиц. Кроме ракет, у китайцев есть бомбы и другие носители. Тем не менее их общее число не превышает трех сотен. -- Ред.). Китаю этого вполне хватает для эффективного ядерного сдерживания. Я бы за это поставил китайским лидерам «пятерку».
Беседовал Борис ЮНАНОВ