|
|
N°119, 08 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сокращение вооружений -- самая удобная тема»
В Польше с волнением ожидали результатов российско-американской встречи на высшем уровне в Москве. Варшава не хотела бы, чтобы планы разместить в Европе элементы системы противоракетной обороны (ПРО) США остались таковыми лишь на бумаге. Речь идет о десяти противоракетах в Польше и радаре в Чехии. Еще 20 августа 2008 года глава МИД Польши Радослав Сикорский и тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс подписали в Варшаве договор о ПРО. Казалось, вопрос был решен, но уже сразу после этого в кулуарах Дома правительства можно было услышать от польских дипломатов и военных чинов: «Давайте подождем президентских выборов в США». После прихода к власти Барака Обамы эйфория улетучилась быстро.
Новая администрация США решила все хорошенько взвесить. В том числе и отношения с Россией, выступающей против упомянутых планов. Польско-американские переговоры зашли в тупик. Завис вопрос и о поставках американцами полякам зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот». Поляки просят эти комплексы, чтобы на всякий случай защититься от российских ракет.
Сейчас Варшава всеми силами демонстрирует, что отступать от намеченных планов не намерена. В местечко Редзиково под Слупском (на севере Польши) начали наведываться высокопоставленные американские дипломаты. Поляки показывают им, что подготовка к строительству базы идет полным ходом. На днях геологи буравили грунт -- он не должен «подкачать», ведь глубина шахт под противоракеты составит до 30--40 метров. Местные власти уже стали получать от правительства компенсации за «причиняемые неудобства». Что касается застоя в переговорах с США, то объяснение этому дал бывший главный переговорщик с польской стороны, а ныне заместитель главы Бюро по национальной безопасности Витольд Ващиковский: «Для американцев ставка на переговорах с Россией сейчас очень велика». Своим взглядом на итоги российско-американского саммита с «Временем новостей» поделился замдиректора польского Центра восточных исследований 34-летний Адам ЭБЕРХАРДТ.
-- Польские СМИ по-разному оценивают саммит. Одни называют его «переломом» в отношениях Москвы и Вашингтона. Другие пишут, что «он был удачен для Медведева», третьи настаивают, что «Обама добился большего». Как считаете вы?
-- Я бы отметил волю обеих сторон к улучшению отношений. Это было ярко продемонстрировано не только в жестах взаимоуважения двух президентов, но и в их подходе к двусторонним проблемам. Не случайно во главу угла был поставлен вопрос о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Так очень удобно показать, что «перезагрузка» отношений идет реально.
Но на самом деле переговоры по СНВ с точки зрения обеих стран имеют второстепенное значение и не должны заслонять других проблем. Сложность и трения между Россией и США проявляются, например, в их позициях по Ирану и Афганистану. США понимают, что Москва не собирается помогать им в решении вопросов с «проблемными странами». Но есть надежда, что она не будет хотя бы вредить.
-- В Польше ждали ответа на вопрос: а что же с ПРО?
-- Как раз этот вопрос с места не сдвинулся. Хотя позиция Барака Обамы не такая решительная, как его предшественника, ничего, по сути, не изменилось. Хотя США не готовы еще выдать окончательное решение, охоты до ПРО они не потеряли. Из уст Медведева и Обамы прозвучали, правда, фразы об изменении конфигурации в этом проекте, но до сближения позиций сторон еще далеко. И не только по проблеме ПРО в Восточной Европе.
-- По каким еще?
-- По проблемам отношения к некоторым третьим странам. Я имею в виду Грузию и Украину. Вряд ли США уменьшат свою к ним заинтересованность. У России она тоже есть, но иная. На постсоветском пространстве вызовы безопасности как военной, так и энергетической -- это в последние годы главный камень преткновения в отношениях России и США. Ждать прорыва здесь не стоит. Поэтому президенты и решили говорить в Москве об СНВ -- так удобнее.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава