Вчера вечером президент США Барак Обама в отеле «Ритц Карлтон», где он проживает во время визита в Москву, встретился с российскими оппозиционными политиками.
На встречу были приглашены представители как парламентской, так и непарламентской оппозиции: сопредседатели движения «Солидарность» Гарри Каспаров и Борис Немцов, лидер «Яблока» Сергей Митрохин, сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман, бывший лидер ликвидированной Республиканской партии Владимир Рыжков, председатель КПРФ, руководитель одноименной фракции в Госдуме Геннадий Зюганов, лидер «Справедливой России», спикер Совета Федерации Сергей Миронов, адвокат и член компартии Елена Лукьянова, депутаты Госдумы из фракции «Справедливая Россия» Елена Мизулина и Илья Пономарев.
Приглашения не получил лидер «Российского народно-демократического союза», бывший премьер-министр России Михаил Касьянов. Зато г-н Обама пожелал встретиться с экс-лидером партии «Союз правых сил», а ныне
губернатором Кировской области Никитой Белых, который вынужден был письменно отказаться, поскольку больше не является оппозиционером, а потому «выпадает из формата». Хотя и отметил в письме послу США, что ему было бы интересно поговорить с Обамой о перспективе развития российско-американских отношений и мировом кризисе.
На встречу не позвали и представителей ЛДПР, которые называют себя оппозиционной партией. Но те не обиделись, а парировали, что Обама им вовсе не друг.
Встреча президента США с оппозиционерами длилась почти полтора часа вместо запланированных 45 минут. «Это была довольно содержательная встреча, своего рода обмен ценностями, -- поделился с корреспондентом «Времени новостей» Илья Пономарев. -- Мне показалось, что у Обамы была задача не столько нас послушать содержательно, сколько посмотреть в глаза, чтобы понять, с кем можно общаться, а с кем нельзя».
По словам Ильи Пономарева, участники встречи не стали жаловаться американскому президенту на тяжелую жизнь оппозиционера в России, решив, что «человек и так в курсе происходящего». «Предлагали конкретные вещи, которые нужно сделать, которые повлияли бы на хорошее развитие российско-американских отношений и послужили бы развитию демократии у нас в стране. Я говорил про обучение политических активистов, развитие профсоюзного движения, которое могло бы стать важным демократическим институтом. И если бы Штаты помогли нам с обучением профсоюзных активистов, было бы очень хорошо, -- рассказал корреспонденту "ВН" г-н Пономарев. -- И вообще говорил, что нужно делать ставку на левых, а не на правых, потому что правые себя полностью дискредитировали своими либеральными реформами. Обама призвал нас к терпению, рассказал про свой опыт сенатора, когда шесть лет был в оппозиции. Он считает, что рано или поздно наберется критическая масса и правда восторжествует. Обама сказал, что почувствовал, будто он с Медведевым говорит на одном языке. Он понимает те ограничения, в которых работает Медведев, но надеется, что рано или поздно общий язык превратится в общие дела. В то же время Обама предостерег нас от завышенных ожиданий от взаимного диалога между Штатами и российской оппозицией, сказав, что есть долгосрочные задачи, но есть и сиюминутные проблемы, которые необходимо решать, иногда чем-то жертвуя».
«Мне говорили мои друзья, которые работают с Обамой, что он абсолютно не циничный человек и для него слова «свобода» и «демократия» не пустой звук, а то, во что он действительно верит. Складывается впечатление, что это так и есть, -- сказал «ВН» Леонид Гозман. -- Обама говорил мало, в основном слушал. Но слушал очень внимательно и реагировал адекватно. В основном говорили мы. Говорили о разном. Я сказал, что Америка прагматически заинтересована в том, чтобы Россия была демократической страной. Потому что только демократическая Россия может быть надежным партнером, а авторитарная Россия будет врагом. Но, с моей точки зрения, плохая новость в том, что он, будучи самым могущественным человеком на Земле, ничего не может сделать для того, чтобы у нас была демократия. Это наша внутренняя проблема. Я попросил его не мешать. А помешать он может двумя вещами: если будет рассматривать Россию как придаток Кремля и если поверит идее, будто Россия настолько особая страна, что нам нужна какая-то особая демократия. Я просил его осознать, что русские -- такие же люди, как все, и мы не меньше, чем другие, заслужили свободу».
Российские оппозиционеры поговорили о сложности «перезагрузки» отношений в условиях несовпадения базовых ценностей России и США, о деле экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, свободе слова и проблеме ПРО. Владимир Рыжков отметил важность самого факта встречи: «Последний президент США, который встречался не только с властью, но и с оппозицией, -- Билл Клинтон. Обама обещал содействовать диалогу между гражданским обществом США и России».
Президент США вчера также заехал на российско-американский форум гражданских обществ, где встретился с правозащитниками из обеих стран. Российские правозащитники после встречи отметили, что приобрели нового заинтересованного партнера в выстраивании диалога с США по вопросам гражданского общества. Вчера же американский лидер по собственной инициативе в течение пятнадцати минут пообщался с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым. Пресс-секретарь и постоянный переводчик бывшего советского лидера Павел Палажченко сказал журналистам, что, несмотря на непродолжительность, беседа была «по-настоящему содержательная».