|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Затяжная партия
Автогиганты недовольны монополией Берни Экклстоуна
Проясняется ситуация в затянувшейся на два года партии, от исхода которой зависит дальнейшая судьба чемпионата мира в классе «Формула-1». Медленно, но верно «клуб» заводов-производителей теснит на доске фигуры казначея «Ф-1» Берни Экклстоуна, и уже в ближайшее время может сложиться ситуация, в которой автогиганты будут диктовать свои условия. И все же эндшпиль, скорее всего, будет упорным.
Команде, которую составили «Фиат», «Мерседес», «Рено», «Форд» и БМВ, приходится играть как против «гроссмейстера» Берни, не желающего уступать слишком много власти и денег, так и против кредиторов недавно обанкротившегося немецкого медиамагната Лео Кирха. Кредиторы претендуют, по некоторым источникам, на долю Кирха в занимающейся коммерческими вопросами «Ф-1» фирме Slavica Ecclestone Corporation (SLEC). Поговаривают, что сам Экклстоун советовал уступить эту долю автогигантам, так как возможный альтернативный чемпионат грозит крахом его детищу.
Поначалу ничто стабильности в «Ф-1» не угрожало. Собравшиеся в начале 2000 года по инициативе «Феррари» в Женеве производители, на протяжении более чем двух десятилетий щедро финансирующие систему, но совершенно забытые при разделе финансовой манны, собирались просто подготовить будущее. Соглашение, регулирующее нынешнее положение дел, истекает в конце 2007 года, да и сам Экклстоун не молодеет, ему сегодня 72 года. Вот они и предложили «Великому Берни» выкупить по разумной цене 51% его бизнеса. Ничего не предвещало затяжного противостояния, пока, вопреки ожиданиям, Экклстоун не предпочел другого «клиента» -- немецкую EM.TV, которой и продал 50% акций SLEC за сумму, на которую никогда бы не раскошелились заводы.
Тем временем в июле 2000 года Международная федерация автоспорта (ФИА) начала готовить передачу коммерческих прав SLEC на 100 лет. Потом в феврале 2001 года в капитал вошла немецкая группа Кирх и довела свое участие в SLEC до 75%, заняв у банков полтора миллиарда долларов под гарантию своей доли. Получив в результате этой комбинации, выражаясь шахматным языком, шах, автогиганты в ноябре прошлого года выдвинули проект независимого чемпионата. В результате Берни угодил в собственную ловушку: чего будет стоит «его» «Формула» без крупных марок?
А проект, окрещенный Grand Prix World Championship (GPWC), уже обзавелся штаб-квартирой в Амстердаме, административным советом, президентом -- в 2003 году генерального директора «Фиата» Паоло Кантарелу на этом посту сменит президент и генеральный директор «Рено» Луи Швейцер. Уже налажен контакт с 23 трассами на предмет организации гонок. Не исключено, что к этому клубу рано или поздно присоединятся «Хонда» и «Тойота». Партия еще не доиграна, но при нынешней ситуации заводы обещают провести свой чемпионат в 2008 году, поставив мат «королевской» дисциплине автогонок.
Константин КОМКОВ, Париж