Сразу
после визита в Москву и встречи с российским коллегой Дмитрием Медведевым американский президент отправится в итальянский городок Аквила, где с 8 по 10 июля состоится саммит промышленно развитых стран, входящих в «большую восьмерку». Спустя какое-то время туда же вылетит и Медведев.
На саммите будут обсуждаться обычные для таких встреч вопросы: Ближний Восток, Иран и Северная Корея с их ядерными планами и внутренними неурядицами, энергетические проблемы, борьба с изменениями климата. Но будут затронуты и вопросы безопасности, особенно в свете итогов российско-американских переговоров. Важно, что к саммиту Россия начала восстанавливать отношения с военно-политическим блоком НАТО, о чем глава ее МИДа Сергей Лавров объявил 28 июня после того, как принял участие в неформальной министерской сессии Совета Россия--НАТО на греческом острове Корфу. Отношения между сторонами испортились после российской операции по «принуждению Грузии к миру» в августе 2008 года.
Италия в этом году председательствует в «восьмерке». Сначала планировалось, что саммит пройдет на живописном островке Маддалена, что к северо-востоку от Сардинии. Но планы переменились после того, как 6 апреля этого года
сильное землетрясение в области Абруццо, в Центральной Италии, разрушило город Аквила. Более 300 человек погибли, в десять раз больше получили ранения, 70 тыс. остались без крова и по сей день живут в палаточных лагерях. После этого итальянскому премьеру Сильвио Берлускони пришла идея: перенести саммит в Аквилу -- в знак солидарности с пострадавшими. Чтобы показать сильным мира сего, что значит стихийное бедствие такого масштаба.
Так и было решено. Участники саммита поселятся в пригороде полуразрушенного города -- в уцелевшем офицерском училище финансовой гвардии. Там же пройдут переговоры. «Это здание проверено землетрясением», -- успокоил г-н Берлускони своих гостей. Однако проблема остается: подземные толчки в этом районе время от времени повторяются.
Из Италии вчера пришли сообщения, что саммит в последний момент все-таки могут перенести в Рим. Решение об этом будет принято в том случае, если пойдут подземные толчки силой более четырех баллов по шкале Рихтера. Тогда глав государств в соответствии с уже разработанным планом «Б» эвакуируют на вертолетах в итальянскую столицу. Остальных будут вывозить автомобилями. Такой сценарий вполне вероятен, так как 3 июля, к примеру, в этом районе было землетрясение силой 4,1 балла.
Так что факельное шествие 6 июля, организованное ровно через три месяца после трагедии, прошло в Аквиле на тревожном фоне. Люди не только поминали погибших, но и вопрошали, куда ушли выделенные на восстановление города бюджетные деньги. Демонстранты возмущались тем, что многие из уцелевших до сих пор живут в палатках. Местные жители пытаются добиться и ответа на вопрос о том, почему так легко в апреле разрушились оказавшиеся непрочными здания, включая студенческое общежитие в центре города, где погибло много людей.
Не нравится жителям и то, что из-за саммита власти создали в их городке так называемую «красную зону», закрытую со вчерашнего дня и до полуночи 11 июля для «всех посторонних», включая и некоторых местных жителей. Вход туда разрешен лишь обладателям спецпропусков. Сама же зона включает в себя упомянутое училище и всю примыкающую территорию в радиусе 3 км. Сейчас там проводит последнюю проверку готовности секретарь кабинета министров Джанни Летта.
Премьер Сильвио Берлускони, по крайней мере на словах, реагирует на жалобы жителей, обещая расселить их до начала осенних холодов. Однако сейчас его волнует большая политика. Возвращение к нормальным отношениям с Западом, в частности с НАТО, важно не только для России, но и для хозяина саммита -- премьера Берлускони. Ему позарез нужны внешнеполитические успехи, поскольку внутри страны его фигура сильно скомпрометирована. «Примирение» России с Западом -- это тот «конек», на котором политик ездит давно, несмотря на неясность самого замысла. Было время, многими уже забытое, когда он даже обещал привести Россию в Евросоюз. Теперь же Берлускони ратует за сближение России с НАТО. Он, нередко приукрашивая реальность, делает все, чтобы показать, что он в этом деле играет первую скрипку.
Так, он пригласил самого себя на Корфу, хотя встреча там была задумана на уровне министров иностранных дел. И еще во время полета на остров поведал журналистам, что это он, Берлускони, а не президент Франции Николя Саркози -- как все «наивно полагали» -- сыграл основную посредническую роль в переговорах с Дмитрием Медведевым, приведших к завершению кавказской войны в прошлом году. Дословно премьер сказал следующее: «К счастью, я откомандировал (!) в Москву доброго (!) Николя Саркози, который много лет тому назад был моим адвокатом». Иными словами -- Саркози выступил как «коммивояжер» Берлускони.
Еще итальянский премьер изобразил дело так, будто на Корфу он будет выступать и от лица российского президента: «Я целых полчаса говорил по телефону с Медведевым, и он мне поручил заверить участников встречи от имени России в ее абсолютном стремлении восстановить полное сотрудничество со странами НАТО». В стремлении «заменить» Сергея Лаврова итальянский премьер, несомненно, проявил изрядную долю бахвальства.
Как бы то ни было, но российская сторона его «заангажированность» приветствует. На прошлой неделе в Риме, в офисе итальянского информагентства АНСА, прошел форум, в котором участвовал и посол России Алексей Мешков. Нужны пионеры, сказал он, чтобы продвигаться вперед в отношениях между Западом и Россией, «и один из этих пионеров -- Берлускони, многое сделавший на этом направлении».
Успех во внешней политике нужен 72-летнему Сильвио Берлускони еще и для того, чтобы восстановить в Италии свой пошатнувшийся авторитет. Вот уже пару месяцев как премьер находится в центре скандалов, касающихся его политической и личной жизни. Его подозревают в даче взятки на 600 тыс. долл. английскому адвокату Дэвиду Миллсу, чтобы тот дал ложные показания на одном из процессов над самим Берлускони. Премьера периодически обвиняют в отмывании денег и незаконном расходовании бюджетных средств.
Кроме того, жена премьера Вероника Ларио подозревает его в измене, и не одной. Несколько месяцев назад она обвинила его в «общении с несовершеннолетними девушками». Одна из них -- дочка его друга Ноэми Летиция. Отношения с ней Сильвио Берлускони толком объяснить не сумел, хотя и утверждает, что они носили невинный характер.
Потом в прессе пошли сообщения, что премьер в своей роскошной вилле «Чертоза» на Сардинии устраивал вечеринки, более похожие на оргии, -- с десятками молодых женщин, которых доставляли на остров военными самолетами. В качестве вознаграждения Берлускони включал некоторых из этих женщин в избирательные списки кандидатов от своей партии «Народ свободы». Но и это еще не все. Некоторые из девушек -- главная среди них некая Патриция Д'Аддарио -- засвидетельствовали, что «предприниматель» Джампаоло Тарантини, друг Берлускони, приглашал их во дворец «Грациоли», официальную римскую резиденцию премьера, где они за деньги проводили с ним ночь. Свидетельства подкреплены тайно сделанными видео- и аудиозаписями.
Все это расследуется прокурорами -- речь идет о подозрении в поощрении проституции. Берлускони уверяет, что это «мусор», брошенный на него недоброжелателями. Тем не менее иностранная и итальянская оппозиционная пресса держат его под прицелом. Британская газета «Индепендент» сравнила Берлускони с развратными римскими императорами вроде Калигулы или Тиберия. А британская же «Таймс» заметила, что главы государств и правительств в Аквиле «будут делать вид, что не читали газет последних двух месяцев», и «смеяться себе в кулак» за спиной Берлускони. У него самого, похоже, уже сдают нервы: на днях премьер объявил, что сразу после саммита на какое-то время «исчезнет», дабы «восстановить душевную и телесную кондицию».