Подразделения МВД Чечни и Ингушетии вчера к вечеру так и не смогли обнаружить крупный отряд боевиков, в субботу утром расстрелявший на границе двух республик в районе села Бамут колонну чеченских милиционеров. В результате тщательно организованной бандитами засады федеральные силы понесли самые тяжелые за последние годы потери -- девять сотрудников МВД погибли и еще десять были ранены.
События под Бамутом стали для властей и Чечни с Ингушетией, и федеральных властей полной неожиданностью. Масштабная совместная спецоперация милицейских подразделений двух республик под общим руководством главы Чечни Рамзана Кадырова там продолжается уже почти два месяца. Причем до сих пор она шла весьма успешно: сообщалось, что милиции удалось найти и разрушить несколько десятков баз боевиков, уничтожить около 30 бандитов, блокировать остальную часть отряда, и даже будто бы тяжело был ранен сам Доку Умаров -- нынешний лидер сепаратистов. В последние дни чеченские спецслужбы сообщали, что уничтожение действовавшего на границе Чечни и Ингушетии бандподполья -- дело нескольких дней. Однако побоище под Бамутом показало, что пока рано не то что «хоронить» боевиков, но и говорить даже о тактической победе над ними. Очевидно, что диверсия такого масштаба -- результат хорошо слаженных действий крупного отряда бандитов.
Сразу после трагедии Рамзан Кадыров публично пообещал, что все участвовавшие в нападении на милиционеров под Бамутом боевики будут уничтожены «в том же лесу». Однако вчера этого так и не произошло. Поначалу сообщалось, что отряд был блокирован, потом по нему велся интенсивный обстрел из артиллерии и минометов. Однако к вечеру в МВД Ингушетии признали, что напасть на след нападавших так и не удалось, и даже не известно, понесли ли они потери. Ситуация эта выглядела тем более тревожно, что события под Бамутом произошли на фоне отмеченной в последние недели активизации боевиков в целом на всем Северном Кавказе. С начала июня федеральные силы понесли там тяжелые потери -- в Махачкале был убит глава МВД Дагестана Адильгирей Магомедтагиров, в Ингушетии в результате покушения
тяжело ранен президент этой республики Юнус-Бек Евкуров. А сообщения о нападениях на сотрудников спецслужб и представителей власти стали приходить все чаще не только из тех же Дагестана и Ингушетии, но и из самой Чечни, в которой, как считалось, последние годы боевиков удалось-таки «задавить».
Как сообщили в МВД Ингушетии, нападение чеченских милиционеров, участвовавших в спецоперации против группы Умарова, произошло в субботу около 9.30 утра на дороге между селениями Чемульга и Аршты Сунженского района Ингушетии. Колонна состояла из четырех микроавтобусов и внедорожника «УАЗ». В головной машине ехал глава администрации селения Аршты, а в трех других -- 35 сотрудников МВД Чечни.
Засада, как отметили в МВД, была тщательно подготовлена -- огонь велся как минимум с трех точек, и не только из автоматов, но и пулеметов и гранатометов. Глава администрации села Аршты не пострадал. Его автомобиль успел проскочить место обстрела, и основной удар пришелся на микроавтобусы милиционеров. В результате все три машины полностью сгорели, погибли девять сотрудников Ачхой-Мартановского РОВД Чечни, еще десять милиционеров были отправлены в больницы. Кроме того, при обстреле был поврежден проходящий неподалеку от места ЧП газопровод (возникший пожар удалось быстро ликвидировать). Бой длился недолго, и еще до того, как к месту нападения прибыли вызванные подкрепления, боевики исчезли.
В ночь на воскресенье, как поначалу сообщалось, силовикам вроде бы удалось блокировать террористов в лесу неподалеку от Бамута, завязалась перестрелка, потом позиции боевиков накрыли минометным и артиллерийским огнем. Врио президента Ингушетии Рашид Гайсанов сообщил, что все пути отхода боевиков перекрыты, и уйти они не смогут.
Президент Чечни Рамзан Кадыров в свою очередь на совещании с командным составом подразделений, участвующих в спецоперации, пообещал: «Я официально заявляю, что те, кто причастен к этому преступлению, найдут свою смерть в этом лесу. Милиционеры героически погибли от рук бандитов, участвуя в ликвидации террористов. Это тяжелая утрата, но они погибли за то, чтобы два народа -- чеченский и ингушский -- жили в мире». Однако вчера до вечера никаких сообщений с места событий больше не поступило.
В результате руководство силовиков и обеих республик оказалось в непростом положении. Масштабные операции по поиску боевиков ингушские и чеченские силовики начали проводить еще в начале мая. Как ранее заявлял Рамзан Кадыров, они с президентом Ингушетии договорились совместно создавать группы по противодействию бандитам, что, по его словам, быстро принесло свои плоды. «У нас это получилось. За месяц мы уничтожили более 30 боевиков, -- сказал г-н Кадыров в конце июня, после покушения на г-на Евкурова. -- Теперь президент Дмитрий Медведев поручил мне довести эти мероприятия до конца. Я лично руковожу операцией, лично курирую, контролирую. В будущем у нас будут хорошие результаты».
Однако получилось несколько иначе. Стоит отметить, что за последние дни обстановка стала накаляться не только в Ингушетии, но и в самой Чечне. Так, в минувший четверг в результате трех подрывов, совершенных боевиками в разных местах Урус-Мартановского района Чечни, погибли двое военнослужащих, еще пятеро получили ранения. На следующий день на трассе «Кавказ» в Назрановском районе Ингушетии около селения Экажево неизвестный из автомата ранил в плечо бойца ОМОНа -- в субботу тот скончался в больнице. Уже 4 июля, спустя несколько часов после боя под Бамутом, в городе Карабулак бандиты обстреляли автомобиль «Лада Приора», в котором ехал бывший начальник ОВД Назрани Ваха Аушев, занимающий одну из руководящих должностей в структуре ГАИ Ингушетии. В результате он был тяжело ранен.