|
|
N°117, 06 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медведев и Обама идут назад в будущее?
Американские политологи смущены «пятью российскими нет»
Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама, уже встречавшиеся в начале апреля в Лондоне накануне саммита «большой восьмерки», сегодня впервые проведут в Москве длительные и сложные переговоры чрезвычайной важности. После сегодняшних бесед президентов в присутствии остальных членов делегаций (в узком и расширенном составе) завтра вечером между Медведевым и Обамой состоится еще одна встреча один на один. Они подведут итоги своей работы.
Предполагается, что к этому времени стороны уже подпишут важные документы -- начиная от сотрудничества по решению проблемы Афганистана и заканчивая рамочным соглашением по стратегическим наступательным вооружениям. Американский лидер, прибывающий в Россию с женой и двумя дочерьми, во вторник пообщается также с премьером Владимиром Путиным, ведущими бизнесменами и общественными деятелями. И даже успеет побывать на торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам Российской экономической школы.
Так что уже сегодня к вечеру и уж точно завтра будет известна цена всем тем гаданиям и предсказаниям, сопровождавшим подготовку к саммиту. В Вашингтоне накануне отъезда Барака Обамы в Россию официальные лица выражали сдержанный оптимизм, но без иллюзий или тем более каких-то обещаний. «Мы не собираемся торговаться с Россией», -- заявил журналистам директор по делам России и евроазиатского региона американского совета национальной безопасности Майкл Макфол. «Мы определяем наши национальные интересы, откровенно говорим о них и смотрим, устраивает ли ситуация другие стороны», -- объяснил он суть американского подхода.
Среди экспертного сообщества в США и вовсе превалируют скептические оценки. И дело не в том, конечно, что госсекретарь Хиллари Клинтон на этот раз не приедет в Москву -- по данным «Времени новостей», она скорее всего останется долечивать свою руку, покалеченную в локте во время неудачного падения на ступеньках Белого Дома в прошлом месяце. Дело в том, что американские специалисты видят между сторонами больше разногласий, чем точек соприкосновения, хотя по традиции возлагают ответственность за это прежде всего на Кремль.
«Для всего мира было бы гораздо лучше, если бы Россия и США могли сотрудничать по ключевым вопросам международной политики», -- считает аналитик из консервативного американского научно-исследовательского центра «Херитидж фаундейшн» («Наследие») Ариэль Коэн. Но, по его мнению, это «маловероятно». Причина -- российская политика «пяти нет». Эксперт перечислил эти пять главных вопросов, по которым Москва не идет навстречу Вашингтону: «нет расширению НАТО с включением Грузии и Украины», «нет американской противоракетной обороне в Европе», «нет полноценному совместному курсу на противодействие ядерным амбициям Ирана», «нет нынешней архитектуре безопасности в Европе» и «нет доллару США как мировой резервной валюте». «Россия до сих пор всегда реагировала на протянутую Обамой руку своим кулаком, и нет оснований предполагать, что реакция драматически переменится за одну ночь», -- уверен г-н Коэн.
Пессимистично настроен и руководитель российских программ Американского института предпринимательства Леон Арон. Вот что он сказал в интервью «Времени новостей»: «История последних десятилетий показывает, что содержание и характер сближения Москвы и Вашингтона зависели от идеологии кремлевского режима и его видения национальных интересов страны. То, что нам известно сегодня о ценностных ориентациях и стратегическом видении в Кремле, обещает смешанные результаты».
Наш собеседник считает, что «лучшие шансы на достижение договоренностей имеют вопросы, связанные с ядерным разоружением, но и они могут оказаться заложниками других пунктов обсуждений»: «По шкале от ноля до одного я бы оценил эти шансы в 0,7. По Афганистану -- 0,5. Что касается Ирана или постсоветских государств, там шансы на согласие нулевые». По словам Арона, «достижение амбициозных целей -- серьезное сближение, углубление сотрудничества или же обновление партнерства придется отложить до политической и идеологической эволюции в Москве». «А до тех пор мы можем надеяться на ограниченную, в стиле 1970-х годов, разрядку», -- говорит он.
С ним согласен авторитетный знаток России, бывший заместитель госсекретаря в администрации президента Клинтона Строуб Тэлботт, возглавляющий один из самых известных политологических центров -- Институт Брукингса в Вашингтоне. «Мы находимся на странном этапе отношений с Россией, -- считает он. -- Это можно назвать «назад в будущее», потому что в реальности мы можем вместе вести дела в единственной сфере -- контроле над вооружениями».
Независимый вашингтонский эксперт Антония Боднар опасается, что за исключением подвижек по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений содержание встречи сведется к продолжению знакомства президентов. Конечно, они поговорят о том, как смотрят на те или иные проблемы. «Это чревато простой констатацией разногласий по многим вопросам, -- считает она. -- Хотя при этом президенты уж точно не будут, глядя друг другу в глаза, заглядывать еще и в душу». (Американские политологи до сих пор помнят фразу предыдущего президента Джорджа Буша о том, что, глянув своему тогдашнему коллеге Владимиру Путину в глаза, он увидел там еще и душу.)
По мнению нашей собеседницы, по итогам общения у молодых, образованных и энергичных президентов, несмотря на различие во взглядах, может остаться благоприятное впечатление друг о друге. (Бараку Обаме в августе исполнится 48 лет, а Дмитрию Медведеву будет в сентябре 44 года.) Бесспорно, и в этом сходятся все американские и российские политологи, личные симпатии будут способствовать снижению градуса враждебности, то и дело мелькающей на официальном уровне и в средствах массовой информации.
«Но реальная прочность отношений -- базис, как любили говорить адепты Маркса, -- останется неустойчивой и хрупкой. Ведь отсутствует ключевой связующий элемент -- прочные и развитые экономические связи. Уровень экономического обмена США с Россией минимален в сравнении со многими другими странами. Это только нити, а не прочные канаты», -- говорит г-жа Боднар. (Стоит отметить, что с российской точки зрения товарооборот между нашими странами не так уж мал -- 36 млрд долл. в 2008 году.) Эксперт предрекает тем не менее, что «незначительные политические колебания способны в любой момент исказить до неузнаваемости характер этих связей -- от взаимного уважения до взаимной неприязни»: «Эта проблема не решается одной или двумя встречами даже на самом высоком уровне. Она решается государствами, бизнесом и общественными силами. Настоящее улучшение произойдет тогда, когда они будут смотреть на ключевые моменты если не одинаково, то хотя бы схоже».
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон