|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогой ты мой город Сочи...
Кубанские курорты становятся все дороже
На днях начальник управления по курорту и туризму администрации Сочи Евгений Иванников созвал местных журналистов, чтобы рассказать им об успешном завершении «ознакомительно-информационного тура», который был устроен за счет курортной казны для столичных газетчиков и телевизионщиков. Такие туры, как полагает г-н Иванников, -- одна из лучших форм рекламирования Сочи. Гостям показали несколько фешенебельных здравниц. Свозили их на экскурсию в Красную Поляну, подняли по канатной дороге на заоблачную высоту, откуда самые смелые из них слетели на парапланах-тандемах с инструкторами. Там же москвичей покатали по горным склонам на вездеходах (джиппинг) и спустили на надувной лодке вниз по горной реке Мзымте (рафтинг). Теперь в сочинской мэрии с нетерпением ждут восторженных заметок в газетах и ярких, запоминающихся телерепортажей.
Смущает только одна деталь, озвученная г-ном Иванниковым: на вояж 33 журналистов из Москвы, не длившийся и пяти суток, пришлось потратить более 360 тысяч рублей. То есть нескучное пребывание в Сочи каждого человека из этой группы обошлось в сумму, превышающую 11 тысяч рублей. Понятно, что услуги для участников тура приобретались мэрией со скидкой, тем более что это был еще май, не «высокий сезон». Простым же смертным такой же отдых обошелся бы дороже процентов на 20--25...
Между прочим, жили московские коллеги далеко не в лучшей гостинице и не в лучших номерах, и черную икру ложками не ели. Откуда тогда такие цены -- этот вопрос в Сочи давно считается риторическим.
По мнению ведущих специалистов курортной отрасли Краснодарского края (а все самые известные центры отдыха российского Черноморья -- Сочи, Туапсе, Геленджик и Анапа находятся на его территории), именно дороговизна является главной причиной, из-за которой начинающийся сезон может оказаться здесь хуже прошлогоднего.
В 2001 году на Кубани побывало 5,5 млн отпускников. В сравнении с сезоном 2000 года, больше гостей было только в Геленджике и Туапсинском районе -- 1 млн 150 тыс. и 285 тыс. соответственно. Число отдыхавших в других местах сократилось. Причем самый значительный спад произошел в Сочи -- на 7%. Это официальные данные, но они, похоже, были несколько приукрашены. Всего же в прошлом году в Сочи отдыхало около 1 млн 220 тыс. человек против более полутора миллиона гостей в 2000-м. В этом году ожидается еще меньше.
Заполняемость курортов ухудшилась, как считается, прежде всего из-за изменения системы сбора социальных налогов. Введение в прошлом году в России единого социального налога и сокращение отчислений в фонд социального страхования привело к уменьшению сумм, направляемых на компенсацию затрат граждан на санаторно-курортное лечение. Раньше фонды соцстраха могли оплачивать до 100% стоимости путевки, а в прошлом году сумма компенсации была жестко ограничена 350 рублями в сутки. То есть с прошлого года за счет средств соцстраха покрывается не более половины затрат на путевку. Сейчас ежесуточно компенсируются 420 рублей, но это мало что меняет: отдых и лечение тоже подорожали. И если раньше фонды соцстраха раскупали три четверти путевок в санатории и пансионаты, то теперь они берут меньше половины. Следовательно, большая часть путевок пошла в продажу через посреднические туристические фирмы, которые прибавили к их стоимости свой процент, и в результате отдых в здравницах Черноморского побережья из разряда дорого удовольствия перешел в разряд супердорогого. Кубанские курорты, как уже признается, проиграли в цене почти всем своим конкурентам -- Крыму, Турции, Египту, Испании. Причем качество отдыха на зарубежных курортах зачастую оказывается выше, чем в Краснодарском крае.
Впрочем, сами же кубанцы признают, что цены на их курортах не всегда соответствуют качеству. Подводя итоги прошлогоднего сезона, департамент краевой администрации по комплексному развитию Азово-Черноморского побережья сообщил, что за год стоимость отдыха на взморье выросла на 35--37% и достигла в среднем в санаториях и пансионатах 590 рублей в день. Причем за этим повышением, по мнению уже бывшего генерального директора департамента Юрия Дьяченко, стояло лишь желание «срубить побольше деньжат». Такой менталитет. Им же, надо полагать, определяется и то, что планка теперь ни за что не опустится ниже. В этом году средняя цена 600 рублей за сутки пребывания в здравнице на побережье края считается минимальной. И надо подчеркнуть, что эта цена стартовая. На пике сезона все будет дороже.
Но есть и объективные факторы, влияющие на рост стоимости отдыха. Кроме таких, как повышение тарифов, например, на коммунальные услуги и электроэнергию, в Краснодарском крае имеются свои специфические особенности. Как уже сообщалось, благодаря мощным акциям протеста предпринимателей здесь все-таки был исправлен местный закон, вводивший на кубанских курортах 3--4-кратные коэффициенты «сезонности» и «доходности места», на которые надо было умножать единую ставку налога на вмененный доход. Но коэффициенты не упразднены совсем, их минимальная величина снижена до единицы, и теперь депутаты представительных органов курортов края будут решать, кому «дать единицу, а кому -- по максимуму». Понятно, что заветный «кол» достанется далеко не всем, следовательно, с 1 июля, когда коэффициенты вступят в силу, надо ждать повышения цен и в парикмахерских, и в салонах по обслуживанию фотолюбителей, и, например, в массажных кабинетах...
Известно, что сейчас в администрации и законодательном собрании Кубани вынашивается идея увеличить размеры платежей за аренду земли. Если это произойдет, то путевки в здравницы края подорожают еще как минимум на 10 процентов. «Власти Краснодарского края всерьез взялись за развитие курортов, -- говорит генеральный директор крупнейшего в России комплекса «Адлеркурорт» Михаил Миленин. -- Но при такой заботе «отеческие» объятия порой оказываются настолько крепкими, что у нас начинают подгибаться ноги...»
Кстати, из-за несогласия с политикой кубанских властей, стремящихся сделать курортную отрасль дойной коровой краевого бюджета, не предоставив ей возможности как следует встать на ноги, уволился генеральный директор департамента комплексного развития Азово-Черноморского побережья, заместитель губернатора Юрий Дьяченко, авторитет которого в среде специалистов был чрезвычайно высок. На его место назначен Юрий Барзыкин, в недавнем прошлом спикер Сочинского городского собрания, человек, занимавшийся курортом лишь опосредованно. При нем негативные тенденции пока сохраняются -- средняя заполняемость здравниц в этом году из месяца в месяц была ниже прошлогодней на 7--8%. Например, из 54 тысяч мест в здравницах Сочи занята пока только треть.
Так сколько же надо иметь денег, чтобы съездить в этом году в Сочи, Геленджик или Анапу? Ответ однозначный: много. Дороже, как всегда, обойдется отдых в Сочи. Хотя и здесь разброс цен очень велик: от 25 рублей в сутки на продавленном топчане в сарайчике в каком-нибудь горном селе до 1200 долларов за день в апартаментах или «президентских» коттеджах лучших гостиниц и санаториев. Но это крайности. В среднем же для одного сутки в санаториях и пансионатах будут стоить от 700 до 1200 рублей, в гостиницах - 30--60 долларов. В частном секторе предложения по-прежнему будут более демократичными -- от 100 рублей за койку. Самые популярные среди отдыхающих однокомнатные квартиры, сдаваемые им «под ключ», в июле--августе будут обходиться ежесуточно рублей в 500--800. Если вдруг случится курортный бум, то за них начнут просить не меньше тысячи.
А что касается прогнозов, то исполнения одного все жители побережья Кубани ждут с ужасом: совершенно очевидно, что этим летом к морю рванет настоящая лавина автотуристов. В прошлом году число машин, ежедневно проходивших пост ГИБДД «Джубга» в сторону моря, достигало 40 тысяч! Теперь на курорты Краснодарского края выгоднее ездить всей семьей на собственном авто -- гораздо дешевле, чем на поезде. Люди запасаются провизией -- и вперед! Но такое путешествие может обернуться пыткой. Например, в Сочи местные власти не сделали ничего, чтобы принять и как-то отрегулировать этот поток. Нет стоянок, узкие дороги, город задыхается от своих 105 тысяч автомобилей. Если прибавится еще столько же иногородних машин, то движение на курорте будет парализовано и вместо морского воздуха гостям придется дышать выхлопными газами.
Игорь ГЛАНИН, Сочи