|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена прогресса
«Альянс четырех» выбил из правительства более 200 миллиардов рублей
Правительство одержало очередную налоговую победу: депутаты согласились с отменой с 1 января 2003 года последнего оборотного налога - налога на пользователей автодорог. Региональным бюджетам это прогрессивное решение обойдется в 210 млрд рублей убытка в будущем году. Такую цифру назвал вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов, заметив, правда, что все потери будут компенсированы. Восполнить их предлагается, прежде всего, за счет введения нового транспортного налога, который будут платить все автовладельцы (как физические, так и юридические лица) независимо от типа транспортного средства. Кроме того, будут проиндексированы ставки акцизов на бензин, моторные масла и дизельное топливо, перераспределены между федеральным и региональными бюджетами налог на прибыль и земельный налог, а в бюджете-2003 предусмотрены целевые дотации регионам.
Пока законопроект о внесении изменений и дополнений во вторую часть Нк и некоторые другие налоговые законы получил согласие лишь бюджетного комитета. Его члены одобрили вчера правительственные предложения о том, как будет компенсироваться отмена дорожного налога, и отвергли альтернативные депутатские и сенаторские законопроекты, предусматривающие либо сохранение дорожного налога, либо введение подобных ему налогов. Убеждать Думу представители кабинета будут в ближайшую пятницу. Однако, несмотря на то, что против правительственного проекта будут голосовать «Яблоко» и, скорее всего, КПРФ и аграрии, необходимый минимум в 226 голосов гарантирован. Законопроект поддерживает «альянс четырех» - «Единство», «Нардеп», «Регионы России» и ОВР, - а также фракция СПС. Правительство не стало тратить силы и время на уговоры прочих думских объединений, договорившись со «своими».
Впрочем, и это оказалось непросто: чтобы заставить даже «родных» думцев отказаться от налога, который является главным источником финансирования дорожного строительства, «четверку» несколько недель уговаривали высокопоставленные чиновники Минфина с вице-премьером Алексеем Кудриным во главе. А в понедельник, для закрепления успеха, лидеров альянса - гг. Пехтина, Райкова, Морозова и Володина - даже водили в Кремль к Владимиру Путину.
Учитывая, что вопрос об окончательной ликвидации налога на пользователей автодорог был решен еще летом 2000 года ( тогда его сократили с 2, 5 до 1% и сохранили еще на два года)- затраченные усилия более чем чрезмерны. Но правительство, считающее, как заявил вчера на заседании комитета г-н Кудрин, что «для поддержания реального сектора экономики отмена налога, составляющего от 5 до 10% от всех налоговых платежей предприятий имеет существенное значение», за ценой не постояло. Если сначала кабинет предполагал компенсировать регионам за счет других налоговых источников всего 130 млрд рублей, то теперь обязуется закрыть всю брешь в 210 млрд. Эта цифра зафиксирована непосредственно в проекте думского постановления о принятии закона в первом чтении. Теперь, как заметил, г-н Шаталов, потери будут нести не региональные, а федеральный бюджет. Федеральный бюджет отдает региональным бюджетам 4% налога на прибыль, и федеральная часть налога теперь составит вместо 7, 5% всего 3, 5% (сначала правительство намеревалось добавить регионам 1, 5% налога на прибыль). Кроме того, на компенсацию отменяемого налога на пользователей автодорог пойдет федеральная часть -15% - земельного налога, который индексируется в 1, 8 раза. В территориальные бюджеты будет поступать полностью новый транспортный налог, а его ставки законодательные собрания каждого субъекта установят самостоятельно. Регионы получат еще и 36, 5 млрд рублей целевых субвенций для территориальных дорожных фондов, а также 12, 5 млрд рублей недоимки по налогу на пользователей автодорог. Компенсировать потери бюджета от отмены дорожного налога предполагалось также за счет увеличения на 70% акцизов на горюче-смазочные материалы. Однако и тут правительство пошло навстречу депутатам, согласившись, что более чем на 45% поднимать ставки нельзя.
Сказать, что договоренности, достигнутые между кабинетом и «своими» депутатми привели в восторг всех прочих думцев и сенаторов нельзя. Глава сенатского бюджетного комитета Евгений Бушмин, заявил, что не понимает, как Дума намерена делить целевые субвенции на дорожное строительство между регионами, потому что посчитать, сколько потеряет каждый из 89 регионов из-за отмены дорожного налога и получит за счет предлагаемых правительством источников, невозможно. Зампред думского бюджетного комитета Сергей Штогрин возмущался антисоциальным характером транспортного налога, заявив, что вкупе с повышением акцизов на бензин и введением обязательного страхования гражданской ответственности - это непосильное бремя для большинства автомобилистов. Однако поскольку правительство и поддерживающие его фракции настояли на том, чтобы прочие спорные вопросы, как-то пивные, водочные, табачные акцизы, порядок взимания акцизов на бензин обсуждались уже ко второму чтению, рекомендацию принять проект в первом чтении бюджетный комитет принял большинством голосов. Если в первом чтении правительству удалось обойтись обработкой 4-х фракций, то ко второму, возможно, придется поработать и с другими. Слишком много самых разнообразных интересов столкнулись на нескольких страничках очередного правительственного налогового опуса.
Cветлана ЛОЛАЕВА