|
|
N°116, 03 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гримаса демократии
В книге American Way of Strategy, опубликованной в 2006 году, американский исследователь Майкл Линд описал механизмы внешней политики США. Единственной ее целью, считает автор, является сохранение американского образа жизни, основанного на независимости американского государства от других стран и независимости граждан Соединенных Штатов от собственного государства. Последнее обеспечивается жестким соблюдением системы сдержек и противовесов ветвей власти, что гарантирует представительство максимального количества интересов и избавляет от политической монополии.
История поправки Джексона--Вэника -- абсурдное, но убедительное доказательство того, что американская модель демократии работает. Президент Соединенных Штатов -- самый могущественный человек в мире, однако в самой Америке его возможности ограниченны -- он должен учитывать множество внутренних факторов.
Суть самой поправки не имеет значения. Главное, что любое желание администрации требует согласия представителей разных групп в конгрессе, а они используют всякую возможность для продвижения своих интересов. С конгрессменами при этом на совершенно законной основе работают различные отраслевые и этнические лобби, имеющие свою повестку дня. Поэтому каждое решение есть продукт сложного согласования.
Это часто делает внешнюю политику заложницей вполне меркантильных внутренних потребностей. Но именно в этом заключается сложный механизм формулирования национальных интересов. Не интересов государства, которые в России являются синонимом национальных, а интересов общества во всем его многообразии -- положительном и отрицательном. Это, безусловно, отнюдь не идеальная машина, но функционирует она достаточно четко. Поэтому, когда американские представители ссылаются на специфику США, объясняя иностранным партнерам, почему та или иная договоренность «не пройдет», они обычно не лукавят.
Проблема, правда, в том, что при этом Соединенные Штаты совершенно не склонны к ответному пониманию специфики иных наций и их социально-политических механизмов. Но это уже другая сторона американской модели -- искренняя уверенность в том, что она является самой правильной из всех возможных.
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»