Время новостей
     N°146, 13 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2000
«Внуковские авиалинии» пока существуют
Но самолетов у компании, похоже, уже нет
Авиакомпания "Внуковские авиалинии" (ВАЛ) продала 75,01% акций своего дочернего АО "Центролизинг". Об этом вчера сообщило агентство АК&М со ссылкой на анонимный источник в авиакомпании. По тем же данным, незадолго до этой сделки, 28 сентября, совет директоров ВАЛ решил продать «Центролизингу» девятнадцать своих самолетов.

Новость о том, что дочерняя компания «Внучки» отдана в чужие руки, последовала буквально на следующий день после неожиданной отставки генерального директора авиакомпании Александра Красненкера. Информатор АК&М отказался сообщить, кому теперь принадлежит «Центролизинг» и сколько выручили «Внуковские авиалинии» за контрольный пакет этого предприятия.

Александр Красненкер, новый и.о. гендиректора Александр Климов и председатель совета директоров ВАЛ Татевос Суринов вчера также не смогли сообщить корреспонденту газеты «Время новостей» никаких дополнительных деталей. Красненкер, который позавчера превратился из директора в простого члена совета директоров, объявил личный мораторий на контакты с прессой. Климов и Суринов оказались слишком заняты, чтобы комментировать новость.

Некоторые косвенные данные позволяют, однако, предположить, что «Внучка» переживает классическое для современного российского бизнеса «раздвоение юридического лица». Этот популярный метод погашения кредиторской задолженности заключается, как известно, в том, что активы фирмы выводятся из нее, а образовавшаяся «пустышка» отдается на растерзание кредиторам.

В сентябре «Центролизинг» получил именно столько самолетов, сколько их вообще было у ВАЛ в более или менее исправном состоянии. Всего на балансе авиакомпании числится более 40 воздушных судов. Однако руководство ВАЛ считает, что летать могут не более 20 из них, да и то при условии проведения соответствующих ремонтных и регламентных процедур. Об этом Александр Красненкер говорил корреспонденту газеты «Время новостей» всего за две недели до отставки и спровоцированного ею моратория на публичные выступления.

АО «Центролизинг» было создано в начале этого года как 100-процентная «дочка» «Внучки». Тогда АО предназначалось не для продажи. Возможно, поэтому материнская компания поначалу передавала ему не исправные самолеты, а совсем наоборот. «Центролизинг» должен был служить залогом, под который предполагалось получить кредит в Сбербанке. В этих целях компании передали, в частности, все семь имеющихся у ВАЛ самолетов Ту-204. Из них лишь один реально летал, а остальные были прикованы к земле в разных стадиях недоделанности. Сбербанк кредита не дал.

И без этого кредита «Внучка» уже должна кредиторам примерно 20 млн долл. За год директорства Красненкера долг сократился незначительно. Не исключено, что председатель совета директоров (и представитель главного акционера ВАЛ) Татевос Суринов потерял терпение и решил разрубить гордиев узел долгов одним махом.

Приобретен ли «Центролизинг» подконтрольной Суринову структурой или нет, но "Внуковские авиалинии" теперь практически полностью лишены контроля над своей бывшей «дочкой» и своими «летающими» активами (у «Внучки» остался пакет акций «Центролизинга», но он меньше блокирующего). Если ВАЛ обанкротится, для кредиторов эти самолеты будут недоступны.

Один из сотрудников авиакомпании на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», есть ли еще на свете «Внучка», вчера дал симптоматичный ответ: «Пока есть».

В приемной Красненкера корреспонденту сообщили, что намерены проработать «еще с месяц». Исходя из этого можно предположить, как долго собирается оставаться во «Внучке» ее недавний глава. А финансовый директор «Внуковских авиалиний» Олег Ковтун вчера уже покинул компанию.

Михаил КУКУШКИН