|
|
N°116, 03 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верность Европе и компенсации от Турции
Выборы не изменят российского вектора политики Болгарии
Очередные парламентские выборы, которые состоятся в Болгарии послезавтра, определят, какие перемены ждут политическую жизнь этой страны. Но и сейчас ясно, что правившая четыре года тройственная коалиция (социалисты, движение царя Симеона II и этническая турецкая партия) господствует уже не безраздельно. Это показали прошедшие 7 июня выборы в Европарламент. Тогда на первое место выдвинулась созданная в конце 2006 года партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» -- ГЕРБ, чьим неформальным главой является мэр Софии Бойко Борисов. Прежний лидер, Болгарская социалистическая партия (БСП) премьера Сергея Станишева, набрал всего 18,5% голосов, а правоцентристский ГЕРБ -- 24,7%.
Европейских депутатов избрали 39% избирателей, сейчас ожидается более высокая явка. На 240 депутатских мест в Народном собрании, парламенте страны, претендуют 20 партий и объединений. Еще 31 кандидат баллотируется по одномандатным округам -- они в здешней избирательной практике созданы впервые. «Проходной балл» остался на уровне 4%, так как конституционный суд отверг предложения увеличить его до 8%.
Но пройти в парламент, по прогнозам, смогут восемь партий и союзов, что сделает его довольно пестрым. Кроме ГЕРБа и БСП (выступает в составе коалиции «За Болгарию»), шансы имеют центристская партия «Движение за права и свободы» (в нее в основном входят представители турецкого национального меньшинства), националистическая «Атака» (набрала на общеевропейских выборах 12%), центристское «Национальное движение Симеон Второй», правоцентристская «Синяя коалиция» экс-президента Ивана Костова, партии «Лидер» и «Порядок, законность и справедливость».
Лозунги у фаворитов такие: «Останови коррупцию», «Докажем, что Болгария может», «Мы на вашей стороне», «У Болгарии есть личности!». Ультраправая «Атака» призывает: «Спаси Болгарию!» Эта партия требует от Турции 50 млрд евро в виде компенсации за пятисотлетнее Оттоманское иго, которому русские войска положили конец в 1878 году. Социологи, впрочем, обнаружили, что избиратели не очень различают, кому какой лозунг принадлежит.
По мнению известного болгарского социолога Андрея Райчева, ярко выраженная лоскутность будущего парламента «обещает огромную политическую нестабильность в сочетании с экономическим кризисом». По его словам, коалиции неизбежны: «Силы примерно равны, ни один из блоков не наберет большинства». В качестве крайнего выхода наш собеседник предвидит попытку сформировать поддержанное широким кругом партий антикризисное правительство, но «это предполагает трудные и долгие переговоры». Три предыдущих кабинета Болгарии, включая нынешний, проработали полные сроки, но не факт, что то же случится и на этот раз. Тогда в стране пройдут досрочные выборы.
Местные эксперты не ожидают больших перемен во внешней политике Болгарии, да и на отношениях с Россией итоги голосования скажутся не сильно. В последние четыре года в деятельности кабинета Сергея Станишева российский вектор просматривался четко. Сделаны решительные шаги по реализации основных энергетических проектов: это касается нефтепровода Бургас--Александруполис, строительства атомной станции в Белене, прокладки газопровода «Южный поток». Никто из болгарских политиков не подвергает сомнению важность отношений с Россией. Однако стоит учесть, что у ГЕРБа и «Синей коалиции» есть свои акценты, когда предпочтения отдаются Евросоюзу.
Впрочем, с Евросоюзом не хотят ссориться и нынешние болгарские власти. В этом свете не случайным выглядит освобождение судом болгарского пограничного городка Кюстендил бывшего премьера и командующего вооруженными формированиями албанских сепаратистов края Косово Агима Чеку. Его арестовали в Болгарии еще на прошлой неделе на основании выданного по требованию Сербии ордера Интерпола. Белград обвиняет его в массовых убийствах сербского населения в годы войны 1990-х годов. Однако болгары после некоторых раздумий предпочли отпустить албанского политика. 30 июня он уже вернулся в Косово. Напомним, что большинство стран Евросоюза уже признало независимость Косово.
Вячеслав САМОШКИН