Время новостей
     N°120, 09 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2009
Крутой поворот
Перед Гран-при Германии ФИА и ФОТА помирились
Трехнедельный перерыв, который взяла «Формула-1» после Гран-при Великобритании, пришелся как нельзя кстати. Несмотря на отпускное летнее настроение, удалось сдвинуться с мертвой точки в конфликте между Ассоциацией команд «Формулы-1» (ФОТА) и Международной автомобильной федерацией, грозившем расколом чемпионата. Компромисс был найден в последний момент, накануне очередного заседания ФОТА, где должны были обсуждаться вопросы по созданию новой серии под эгидой ассоциации. Казалось, все мосты между конфликтующими сторонами уже сожжены, но все вышло не столь драматично, как уже рисовалось в воображении всех истинных поклонников этого вида спорта.

И тут ФИА сделала крутой разворот, отказавшись от введения ограничения бюджетов уже со следующего года, что являлось основным пунктом разногласий. Более того, ассоциации удалось отстоять практически все требования, выдвигаемые ею как условия продолжения участия команд, входящих в нее, в чемпионате под брендом «Формулы-1». Это и сохранение нынешнего регламента, и внесение любых изменений в правила соревнований только с подачи и полного согласия самих команд, ну и наконец, хотя это никогда официально не озвучивалось, отставка главного, по мнению команд, виновника нынешнего кризиса в «Формуле-1» президента ФИА Макса Мосли. Именно Мосли настаивал на 60-миллионном в долларовом выражении потолке расходов, на приоритетном праве федерации менять правила, на безоговорочном подчинении со стороны участников чемпионата всем решениям ФИА. Против такой диктатуры и восстали в конце концов команды, объединившись в свою ассоциацию. И несмотря на все бравурные речи президента ФИА, объявившего наступивший мир собственной победой, они выиграли битву.

Но выиграна ли война? Макс Мосли уже неоднократно доказывал, что он хозяин своего слова. Он легко давал любые обещания и с такой же легкостью забирал их обратно, как только с их помощью добивался поставленной цели. Свежий пример -- этот конфликт. Мосли оставался глух ко всем пожеланиям команд, пока ощущал могущественную поддержку своего старого соратника и настоящего владельца «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Но когда хозяин почувствовал, что дело действительно идет к расколу, Экклстоун буквально за один день «переубедил» непреклонного поборника экономии и порядка. И вот уже Мосли, заявлявший, что осенью вновь собирается баллотироваться на президентское место, принимает решение оставить высокий пост. По его собственным словам, он «теперь спокоен за будущее спорта» и с чистой совестью может уйти на покой. Но еще через несколько дней президент вновь стал говорить о возможных проблемах, с которыми скоро столкнутся Королевские гонки. Правда, вновь требовать чрезвычайных полномочий не стал. Пока.

Не стал молчать и всемогущий Берни Экклстоун, неожиданно развернуто раскрыв тему необходимости «добровольной диктатуры» в интервью британской газете «Таймс». Рассуждая о предпочтительности твердой руки и неэффективности демократии, англичанин не на шутку увлекся. В его представлении Гитлер стал хорошим управленцем, решавшим поставленные задачи. Просто ему немного не повезло. И свержение Саддама Хусейна, по мнению Экклстоуна, также большая ошибка, так как это был единственный человек, умевший контролировать Ирак. А Макс Мосли был бы просто идеальным премьер-министром Великобритании. Интересные сравнения, учитывая биографию семьи Мосли, отец которого даже во время второй мировой войны оставался горячим поклонником фюрера. Если прибавить к этому постоянные конфликты и скандалы, которые сопровождали все 16-летнее пребывание Макса Мосли на высшем руководящем посту мирового автоспорта, то за Англию можно только порадоваться, что этот «сильный лидер» в свое время предпочел гонки политике.

Между тем чемпионат достиг середины дистанции. Отсюда удобно осмотреться на прошедший путь, подвести итоги первой половины и попробовать дать прогноз на вторую. Чудесное перевоплощение богатой, но незадачливой «Хонды» в малобюджетный, но тем не менее победоносный «Браун» -- самое яркое событие начальной стадии сезона. Пока соперники пытались осознать происходящее, Дженсон Баттон выигрывал гонку за гонкой и практически открыл себе дорогу к чемпионскому титулу. Если не случится еще одного чудесного превращения, то нагнать пилота «Брауна» вряд ли удастся.

Считается, что преимущество «Браун» получил во многом благодаря вовремя замеченной «дырке» в регламенте и решению ФИА узаконить нестандартные диффузоры. Это верно лишь отчасти, так как «Уильямс» и «Тойота», также начавшие чемпионат с незаконными на тот момент элементами, ничего заметного добиться не сумели. Диффузоры действительно сыграли немаловажную роль, но только как отвлекающий маневр. Конкуренты потратили немало усилий на то, чтобы сначала запретить их использование, а когда это не удалось, пытаясь приспособить новинку на свои машины. Но взять и просто перенести чужую идею на свое шасси, законченное и продуманное, большой риск -- и чужое не заработает, и свое сломаешь. Во многом так и произошло, что только увеличило превосходство «Брауна». Единственная команда, которой удалось найти удачное сочетание старого и нового, оказался «Ред Булл». Это позволило пилотам австрийской конюшни зацепиться за победу в Сильверстоуне и сохранить видимость борьбы в чемпионате.

Перед началом чемпионата многого ждали от изменений в конструкции машин, прежде всего в аэродинамике, направленных на повышение зрелищности гонок. К сожалению, пока надежды себя не оправдали. Если первые два этапа действительно выдались богатыми на обгоны, то последующие гонки мало чем отличались от того, что мы видели и раньше. Большинство инженеров и пилотов команд придерживается мнения, что виноваты в этом как раз те самые двойные диффузоры, которые и свели на нет все идеи группы инженеров, разрабатывавших действующий регламент, направленные на облегчение обгонов. Как раз сейчас идет обсуждение регламента будущего года. Вряд ли стоит ждать каких-то революционных изменений, но запрет двойных диффузоров может помочь без дополнительных затрат поднять зрелищность гонок.

Дмитрий СИТНИК