|
|
N°116, 03 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Внимание к сотрудникам ГИБДД не ослабевает"
Последние два года стали рекордными для российских автомобилистов по количеству изменений в законы и ПДД, регламентирующих принципы поведения на дороге и взаимоотношения с сотрудниками ГИБДД. Однако, как выяснилось, останавливаться на достигнутом власти не намерены. О том, какой результат принесли уже действующие новшества, что еще предполагается изменить в этой области, какие проблемы сейчас стоят перед сотрудниками ГАИ, которые сегодня отмечают профессиональный праздник, корреспонденту «Времени новостей» Екатерине КАРАЧЕВОЙ рассказал начальник управления ГИБДД ГУВД по Московской области генерал-майор милиции Сергей СЕРГЕЕВ.
-- Как складывается ситуация с аварийностью на дорогах после всех последних нововведений?
-- После того как были установлены видеокамеры и увеличены штрафы, аварийность и тяжесть ее последствий в области сразу снизилась. До конца года планируется дополнительно установить еще около 50 видеокамер, часть из которых начнет работать уже в этом месяце. Также устанавливаем видеокамеры и на опасных участках железнодорожных переездов. При этом вся информация о нарушениях теперь будет сконцентрирована в постоянном диспетчерско-аналитическом центре в Одинцове, который мы сегодня планируем запустить. По многим позициям, где была усилена мера административной ответственности, -- полоса встречного движения, проезд на красный сигнал светофора -- мы видим реальный результат. С начала года у нас было зарегистрировано свыше 4,5 тыс. ДТП, в результате которых погибло около 750 человек и получило ранения около 5,6 тыс. При этом лишь половина ДТП произошла по причине нарушения ПДД водителями Подмосковья. Основной причиной аварий является нарушение водителями скоростного режима и нарушения ПДД пешеходами. Большую озабоченность вызывает рост аварий, совершенных водителями мототранспорта с объемом двигателя более 50 куб. см. Я имею в виду скутеры и мопеды. В летнее время мы ежедневно регистрируем до десяти ДТП с участием скутеров и мопедов, в которых люди погибают и калечатся. Сейчас управлять скутером можно без водительского удостоверения, и нет никакой гарантии, что водитель не садится за руль в алкогольном опьянении или неуравновешенном психическом состоянии. А ведь скутер сейчас может развивать скорость до 80--90 км/ч. Это страшно. Ведь водитель машины должен понимать, что человек, управляющий скутером, осознает, какой маневр собирается совершить. На эту тему мы подготовили предложение законодателям, но оно пока не рассмотрено.
-- Недавно были ужесточены санкции за нарушения, связанные с взаимоотношениями пешеходов и водителей. Есть ли уже результаты?
-- Мы давно предлагали внести изменения в КоАП об усилении ответственности водителей, которые не пропускают пешеходов на переходах. Предусмотренная ранее законом санкция -- предупреждение или 100 руб. -- не работала. Ежегодно мы имели порядка 200 ДТП на переходах, это очень много. Получается нонсенс: мы создаем условия для движения пешехода, давая ему разметку, соответствующую полосу движения, чтобы он мог перейти проезжую часть, но в то же время не обеспечиваем его безопасность с точки зрения влияния на водителя. Когда мы эту ситуацию проанализировали, были внесены изменения в КоАП -- теперь за такое нарушение полагается штраф от 800 до 1000 руб. Думаю, что данный закон будет работать достаточно эффективно. Сейчас мы оформляем порядка 700 административных материалов на водителей, которые не дают пешеходам возможность пройти. Увеличил законодатель санкцию -- до 200 руб. -- и по пешеходам, нарушающим правила. За сутки мы оформляем около 400 нарушителей. Правда, тут есть своя сложность. При оформлении протокола у пешехода, как правило, отсутствует паспорт или иной документ. Считаю, что инспекторам нужно быть предельно внимательными к квалификации данного правонарушения. В городах есть такие места, где пешеходы могут идти через переход сплошным потоком. И чтобы мы не «закупорили» эти города, надо разгружать и регулировать этот процесс. Или как вариант будем устанавливать дополнительные светофоры и видеокамеры. Здесь как раз должна быть обоюдная вежливость.
-- Разрабатываются ли предложения по усилению других санкций ПДД?
-- Да, мы инициировали несколько новых изменений. Например, готовится проект о том, чтобы конкретизировать условия привлечения к административной ответственности юридических лиц при фиксации видеокамерами нарушений ТС, находящихся в собственности компаний. Кроме того, сейчас водитель, совершивший несколько нарушений ПДД одновременно, несет ответственность лишь за более тяжкое. Например, если он превысил скорость в состоянии алкогольного опьянения, то его лишат прав только за езду в нетрезвом виде, при этом штраф за превышение скорости не выпишут. Я категорически с этим не согласен и считаю, что водитель должен нести ответственность за каждое нарушение. Также мы предлагаем рассмотреть вопрос об исключении из ст. 27.13 КоАП положения о бесплатном перемещении автомобиля и хранении первые сутки на штрафстоянке. Почему налогоплательщик, нормальный человек должен оплачивать эвакуацию ТС нарушителя? Это нонсенс, пусть владелец машины сам оплачивает штрафстоянку. Все эти предложения будут представлены в Мособлдуму.
-- Каковы результаты эксперимента по упрощению процедуры сбора штрафов с водителей?
-- Мы сейчас создаем удобные условия, чтобы нарушитель без очередей и проблем оплатил штраф вовремя. Во многих подразделениях ГИБДД установлены мобильные платежные терминалы. Постепенно, пока в качестве эксперимента, мы используем мобильные комплексы, которые прямо с банковской карточки позволяют осуществлять платеж. На нашем сайте имеются все образцы платежных квитанций, которые любой желающий может распечатать и оплатить штраф. Кроме этого мы совместно с Минфином постоянно мониторим ситуацию по взысканию штрафов. Взаимодействуем мы и с судебными приставами. А недавно ввели новый метод работы с отделениями Сбербанка. Бывает и так, что платеж вовремя не поступил на расчетный счет ГИБДД, но гражданин не должен нас информировать об оплате штрафа. Недавно в Госдуму поступил пакет документов, в котором есть и такое положение, где банковской организации предписывается в пятидневный срок после оплаты штрафа информировать органы внутренних дел. Таким образом, бремя ответственности за поступление штрафов возлагается на банк.
-- Инспекторы последнее время часто останавливают автомобилистов под тем предлогом, что у них под лобовым стеклом нет талона гостехосмотра. Многие, кто хранит талон, например, в бумажнике, возмущаются -- никаких указаний на этот счет в ПДД нет. Так где же все-таки водитель должен хранить талон?
-- Талон о прохождении гостехосмотра должен находиться на лобовом стекле в правом нижнем углу. Об этом прямо сказано в п. 2 приложения к ПДД -- «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». За его отсутствие в данном месте (если автомобиль прошел техосмотр) административная ответственность не предусмотрена. Но у сотрудника ДПС есть все основания остановить автомобиль, полагая, что он не прошел техосмотр.
-- В последнее время инспекторы стали также выписывать повальные штрафы за нечитаемый госномер. Но стирается ведь краска чаще всего не по вине водителей, а из-за ядовитых реагентов и песка, летящего из-под колес, а может, и из-за низкого качества самой краски. К тому же госномер является собственностью ГИБДД. Насколько справедливы такие претензии к водителям и что людям делать, если номер на их машине стерся?
-- За нечитаемый номер ответственность несет только владелец автомобиля. Для номерных знаков есть соответствующий ГОСТ. Нарушение его влечет административную ответственность согласно ст. 12.2 КоАП -- предупреждение или штраф 100 руб. Понятие «нечитаемый» также определяется КоАП: это номер, который на расстоянии 20 м не может быть прочитан, будь то одна буква или цифра. В светлое время суток это передний номер, а в темное -- задний. К сожалению, это действительно достаточно распространенное нарушение. Поэтому нами совместно с МВД подготовлена законодательная инициатива об усилении ответственности за нечитаемый номер, поскольку это существенно влияет на видеофиксацию, которая не может читать такие госномера. Зная эту особенность спецтехники, некоторые автолюбители специально стирают номер, чтобы уйти от ответственности. Также для искажения информации водители применяют различные уловки, например ставят сетку или оргстекло на госномера. Хотя некоторые автовладельцы, наученные горьким опытом, наоборот, пытаются таким образом сберечь краску госномера. Если же госномер по каким-то причинам получил повреждения, погнулся, стерлась краска, необходимо написать заявление по месту регистрации ТС, где вам заменят его на такой же новый.
-- Есть ли успехи в борьбе с коррупцией, которая стала уже притчей во языцех?
-- К сожалению, это пока неискоренимый факт. Но мы с этим злом боремся. Вообще над нами очень много контролирующих и надзорных органов, поэтому пристальное внимание к сотрудникам ГИБДД не ослабевает. Чтобы усилить контроль за личным составом, мы ввели систему видеонаблюдения в регистрационных подразделениях, при прохождении гостехосмотра, при сдаче экзаменов, систему навигации на патрульных машинах. Кроме того, граждане постоянно сообщают нам на нашем сайте о нарушениях инспекторов. Эта информация всегда проверяется, и если факт подтверждается, пощады таким сотрудникам нет. Так, за полгода к дисциплинарной ответственности было привлечено 662 человека, в отношении 12 были возбуждены уголовные дела, еще 44 сотрудника были уволены из органов. Для повышения профуровня сотрудников мы ввели в нашем учебном центре систему внутреннего тестирования. Также у нас существует система профзачетов и допусков к работе технического надзора, дорожного надзора и экзаменационной деятельности. По результатам экзамена каждому выдается индивидуальный штамп, который разрешает допуск работы с населением. У нас эта система функционирует уже года три, я считаю, что она себя оправдывает. Если же сотрудник не прошел тест, он не будет допущен к работе, а через какое-то время будет переэкзаменован. При этом из 300 человек экзаменующихся 40% не сдали с первого раза. Если же сотрудник какое-то время не сдает экзамен, ставится вопрос о его профнепригодности.
|