В Риге прошел «круглый стол», посвященный 120-летию со дня рождения знаменитого скульптора Веры Мухиной. В собрании приняли участие общественные деятели, активисты русской общины и работники музеев. Юбилей стал поводом снова привлечь внимание к судьбе дома Мухиных в Риге, которому грозит уничтожение. Вера Мухина, автор «Рабочего и колхозницы», «Юлии», «Крестьянки», «Пламени революции», памятников Горькому и Чайковскому, родилась 1 июля 1889 года в Риге и первые три года жизни провела в одноэтажном особнячке недалеко от Рижского центрального вокзала, на нынешней улице Тургенева, номер 23/25. А скончалась уже в Москве, в 1953-м году, став самой известной женщиной-скульптором в мире.
Вера была младшей дочерью зажиточного рижского купца-старовера Игната Кузьмича Мухина и его жены Надежды Вильгельмовны. Согласно семейному преданию, дед Мухиной с материнской стороны пришел в Россию вместе с армией Наполеона, где служил ветеринаром, а после поражения французов осел в российском Рославле. С 14 лет, после смерти отца, Веру со старшей сестрой воспитывали курские дядюшки и дед Кузьма Игнатьевич. Мать Надежда Вильгельмовна скончалась еще раньше в Ницце.
Мухина получила неплохое домашнее образование. Но о серьезных занятиях искусством и поездках за границу опекуны Веры и слышать не хотели. Помог несчастный случай. На рождество 1911 года у родственников в Смоленской губернии Вера отправилась кататься на санках, врезалась в дерево, перевернулась и сильно ударилась лицом. Девушке пришлось перенести несколько пластических операций. Зато опекуны, жалея ее, дали наконец согласие на учебу. Вера посещала мастер-классы сначала у российского скульптора Константина Юона, затем в Париже у ученика Родена -- Эмиля Бурделя, автора статуи «Геракл» и памятника Адаму Мицкевичу в Париже. После многих лет упорной работы пришла настоящая слава.
Пик расцвета творчества Мухиной пришелся на 1920--1930-е годы. Ее «Рабочим и колхозницей» на парижской Международной выставке восхищался весь мир. А кто из нас не пил из «нарисованных» Мухиной граненых стаканов и стопочек, которых тоже позавчера вспомнили за «круглым столом» в Риге. В память о землячке рижане сейчас возлагают цветы возле бывшего родового гнезда купцов Мухиных.
«Есть немало документальных доказательств тому, что в доме на углу улиц Тургенева и Риепниеку жила Мухина вместе с сестрой и родителями, -- рассказал «Времени новостей» рижский историк и один из организаторов «круглого стола» Игорь Ватолин. -- Зданию присвоен статус охраняемого государством памятника. Но, увы, Рижская дума не торопится устроить там полноценный музей. Хотя это не только место рождения всемирно известного скульптора, но и редкий образец рижского деревянного ампира, застройки времен восстановления предместий Риги после наполеоновского пожара 1812 года».
Дом Мухиной пал жертвой нового капитализма: после повальной приватизации он отошел к Латвийской железной дороге, кстати, государственному предприятию. Историки уверены, что только отсутствие политической воли помешало тогда властям Риги договориться с железнодорожниками, например, обменять дом Мухиной на равноценную недвижимость. В 2007 году компания выставила здание на продажу. Рижская дума от участия в аукционе отказалась, и сейчас домом владеет фирма по продаже автомобилей, сдающая эти помещения в аренду. В доме Мухиной обитают ателье, страховая контора и цветочный магазин. На пике роста рынка недвижимости этот деревянный дом с участком в 10 соток оценивали от 100 до 300 тыс. латов (от 200 до 600 тыс. долларов).
Сейчас в доме есть только одна комната-музей Веры Мухиной, созданная руками энтузиастов, а у входа -- памятная доска, установленная 20 лет назад, к 100-летию скульптора. И это еще не все. «В этом столичном квартале запланировано строительство многоэтажной автостоянки», -- рассказал «ВН» Игорь Пименов, в июне вновь избранный в столичную Думу от партии «Центр согласия». -- Дом могут снести, ведь стоянка, тем более в центре города, -- это доходный бизнес. Участку, где стоит дом Мухиной, надо присвоить статус зоны, не подлежащей застройке, чтобы сберечь его для потомков».
Этот дом, по мнению Пименова, мог бы стать современным российско-латвийским культурным центром имени Веры Мухиной. В этом проявилась бы благодарность рижан за то, что в 1944 году Мухина на военном совете сумела отстоять один из символов нынешней латвийской государственности -- памятник Свободы, который намеревались снести как «идеологически неправильный». Хранители музея надеются, что обновленный после выборов состав Рижской думы и
только что избранный русский мэр Нил Ушаков, который также представляет «Центр согласия», смогут идеологически непредвзято отнестись к уникальному зданию.
Первым оригинальным экспонатом дома-музея может стать документальный фильм о Мухиной, который собирается снимать латвийский режиссер Илона Брувере. Образ скульптора воплотит художница Кристиана Димитере, дочь недавно ушедшей от нас знаменитой актрисы Вии Артмане. В 2008 году часть денег на производство ленты выделил Национальный киноцентр и Фонд культурного наследия. Но режиссер признает, что для завершения работы придется искать спонсоров в России.