Время новостей
     N°115, 02 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.07.2009
Венчурный капитализм с человеческим лицом
Как инвестировать в инновации
В Москве прошла конференция под названием "Частные инвестиции в Интернет" (организаторы -- AddVenture и "Альфа-Капитал"). Своему названию это мероприятие соответствовало не вполне. Об Интернете как месте произрастания венчурных проектов говорили много, но далеко не это было главным. Речь шла скорее о венчурном проектировании и венчурных инвестициях вообще.

Открыл обсуждение гендиректор Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян. Прежде всего он отметил, что впервые в нашей стране об инвестициях в инновации заговорили на языке, понятном простому инженеру. Который, собственно, первоисточником инноваций и является.

Как считает г-н Агамирзян, инвестировать следует не в идеи, а в бизнес, а таких бизнесов в России почти и нет. По его словам, в стране вообще ощущается нехватка "проектов венчурного типа". На уровень инвестиционных комитетов выходят "совсем неупакованные проекты", даже без команды, и "никакой перспективы они не несут".

По мнению главы РВК, технология (технология, которая может быть объектом инвестиций) для венчурного бизнеса вещь необходимая, но недостаточная. Игорь Агамирзян определяет понятие "венчурный проект" так: это проект, обеспечивающий нелинейную зависимость возврата инвестиций от вложенных ресурсов. В соответствии с этим определением IT-аутсорсинг, например, венчурным проектом быть не может, поскольку отдача в таком бизнесе пропорциональна вложениям. Как не может быть венчурным проектом строительство теплиц -- этот бизнес не обещает роста по экспоненте, доходы находятся в линейной зависимости от ресурсов. Следовательно, венчурные проекты возможны только в технологической сфере.

Кризис способствует пониманию этого обстоятельства. Если спекуляции на московской недвижимости перестанут приносить баснословную прибыль, любители таковой, глядишь, заинтересуются и венчурным финансированием.

В связи с этим перед РВК стоят две задачи: обеспечить посевные инвестиции (инвестиции на начальной стадии проекта, которых сейчас практически нет) и обеспечить финансируемым предприятиям стратегию выхода (возврата инвестиций), которая отличалась бы от той, что применяется сегодня. А сегодня для предприятия, получившего венчурное финансирование, выход только один -- продажа бизнеса или его доли зарубежному стратегическому инвестору. Поскольку проблема возврата инвестиций будет актуальна только через несколько лет, приоритетна первая задача -- посевные инвестиции. Ее решению сильнее всего мешает российское законодательство и отсутствие людей с опытом работы в венчурном бизнесе.

Для решения поставленных задач РВК готова перестроить схему работы. По мнению г-на Агамирзяна, она не должна отличаться от схемы работы нормально выстроенной продуктовой компании. Продукция РВК -- это капитал и экспертиза. Глава РВК считает, что от модели прямых продаж этой продукции следует перейти к модели горизонтальной. У РВК будет сеть компаний-партнеров, которая вместе со вспомогательными подразделениями (от центра поддержки до типографии, если таковая потребуется) образует канал продаж. С помощью партнеров "полезный выход" проектов, добирающихся до финансирования, вырастет на порядок, надеется Игорь Агамирзян.

При такой схеме очень важна будет квалифицированная экспертиза проектов, которой еще нет. Отсутствие бизнес-экспертизы (не финансовой!) ощущается всеми. Инновационным командам просто не с кем советоваться. И РВК придется "отстраивать экспертный пул".

Как мотивировать компанию-партнера? РВК готова вкладывать в проект 75% финансирования, но не станет претендовать на 75% отдачи. Она готова ограничиться, например, 25% (эти проценты всякий раз оговариваются в каждом конкретном случае). Компании-партнеры надо классифицировать, давая им различные статусы (для инвестиционного фонда и научного центра разные формы партнерства), и тщательно отбирать.

Что касается сроков. Через три-четыре месяца будет создан специальный фонд с управляющей компанией, в ноябре -- утверждены правила аккредитации компаний-партнеров, и в декабре партнеры смогут начать принимать проекты. Стать партнером РВК можно будет, заполнив заявку на сайте. После этого -- экспертиза РВК. Если она прошла успешно, компания становится партнером с определенным статусом.

Среди выступающих (Руслан Тагиев из TNS, Любовь Симонова из «Финам», Саша Рассказова из eVenture capitalist, Юрий Вировец из ГК HeadHunter, Дмитрий Алимов из ru-Net Limited и др.) преобладали не теоретики и дилетанты, как это бывало раньше на подобных мероприятиях, а те, кто непосредственно занимается инновационной экономикой.

По мнению большинства, отечественная практика инновационных проектов не знает случая, когда бизнес-планирование на стадии замысла имело бы практический смысл. Все эти Excel-таблички с графиком роста будущих доходов -- вещь в себе, штука, не имеющая никакой связи с реальностью. Куда важнее таких графиков готовность участников проекта вкладывать в проект свои, а не чужие деньги.

Яснее других на эту тему высказалась Наталья Касперская. Она считает, что отсутствие опыта предпринимательской деятельности -- преимущество для инноватора, начинающего бизнес, а не недостаток. Вообще нельзя, разрабатывая продукт или технологию, думать о деньгах. Они никуда не денутся, придут, если получится сделать что-то полезное, такое, за что людям не жаль будет заплатить. Более того, "заранее думать о модели монетизации неправильно".

Инвестор не должен ограничиваться перечислением денег. "Как-то несправедливо будет дать деньги и потом требовать долю в доходах. Обязательно надо помогать участием в проекте", -- говорит г-жа Касперская. Побочное следствие такого подхода состоит в том, что финансируемых проектов у одного отдельно взятого инвестора не может быть много. Каждый из них требует "жара души", а этот ресурс лимитирован более жестко, чем деньги.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Андрей АННЕНКОВ, iToday, -- специально для «Времени новостей»