|
|
N°115, 02 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пока жив берклий
Российские ученые создадут недостающий элемент таблицы Менделеева
В пору отпусков ученым из лаборатории имени Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне не до отдыха. Они начали эксперимент по созданию 117-го элемента таблицы Менделеева. К концу текущего года, как сообщает агентство РИА Новости, российские демиурги планируют восполнить пробел в своде элементов. Пока место между 116-м и 118-м пустует.
"Новички" во второй сотне элементов появились недавно. Природа остановилась на 92-м номере -- уране. Это самый тяжелый природный элемент. Выше него по весовой категории все дети искусственного синтеза. До фермия с атомным номером 100 -- элементы, полученные в ядерных реакторах, а после -- элементы, «выявленные» на ускорителях при столкновении ионов с ядрами элемента-мишени. Таким образом на доли секунды создаются ядра сверхтяжелых элементов. Позже «тяжеловесы» проходят «процедуру регистрации» и уже после всех проверок становятся официально признанными. Так, совсем недавно, в июне, было официально подтверждено открытие 112-го элемента, названного унунбием. Это произошло более десяти лет спустя после того, как элемент был получен в ходе опытов. Впервые его синтезировали 9 февраля 1996 года немецкие ученые из Института тяжелых ионов в Дармштадте. Естествоиспытатели получили унунбий путем стрельбы цинковыми атомными ядрами по свинцовой мишени в ускорителе тяжелых ионов. Унунбий похож на ртуть: это серебристая жидкость, правда, менее вязкая, чем всем известный жидкий металл. Он относится к той же химической группе, что цинк, кадмий и ртуть. Кстати, некоторые российские ученые почему-то предлагали другое имя для «новорожденного» -- лаврентий (Lv), в честь Лаврентия Берии.
Учеными из Дубненского наукограда унунбий также был получен в 2000 и 2004 годах. Кроме подтверждения открытия немцев российские физики значительно расширили состав таблицы Менделеева. В 2000--2008 годах исследователи из ОИЯИ получили новые сверхтяжелые элементы с атомными номерами 113--116 и самый тяжелый на данный момент 118-й элемент.
О намерении не останавливаться на достигнутом и синтезировать-таки 117-й элемент ученые заявляли еще в феврале. Теперь они перешли от слов к делу. Работа по созданию мишени, с помощью которой он будет синтезироваться, проходит в НИИ атомных реакторов (НИИАР) в Димитровграде Ульяновской области. Мишень будет произведена из берклия, который для российских физиков специально синтезировали коллеги из Окриджской национальной лаборатории в США, пишет Newsru.com. Физики из НИИ атомных реакторов -- опытные специалисты в деле производства мишеней. Сотрудники института рассказали прессе, что ранее изготавливали их для синтеза восьми элементов. Заявленный срок изготовления новой мишени по контракту -- до двух недель, но ученые НИИАР готовы работать «по-стахановски» и справиться за полторы. Получать же новый элемент будут в ОИЯИ в Дубне тем же методом, каким создавали ранее сверхтяжелые элементы, -- при обстреле на ускорителе мишени.
В целом эксперимент должен продлиться год. Эти временные рамки установила природа -- период полураспада берклия, «закваски» мишени, составляет 320 дней. За это время ученые планируют синтезировать по меньшей мере десяток новых изотопов -- нейтронно-избыточных изотопов сверхтяжелых элементов. Об этом рассказывал прессе еще в феврале директор лаборатории ОИЯИ профессор Сергей Дмитриев. По его словам, особых неожиданностей в эксперименте возникнуть не должно: "Мы знаем реакцию синтеза 116-го, мы знаем реакцию синтеза 118-го и можем четко говорить, как себя поведет новый элемент". Дмитриев также объяснял, почему же раньше не брались за создание этого элемента. "Мы будем использовать очень дефицитную мишень. Мы поэтому раньше и не синтезировали 117-й элемент, что только в этом году ее для нас синтезирует лаборатория Окриджа -- это самый известный центр ядерной физики в США. Они нам дают около 30 миллиграммов берклия. Его стоимость -- миллионы долларов".
Физики надеются быть первыми, кто синтезирует 117-й элемент. Для этого в ОИЯИ в Дубне специально отменили отпуска у всех, кто будет участвовать в проекте. "Пока берклий живет, мы должны с ним работать", -- заявляет Сергей Дмитриев.
Дарья ЛУГАНСКАЯ