К декабрю этого года будет готов новый договор, подразумевающий реальное и поддающееся контролю сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом сообщил вчера замглавы МИД России Сергей Рябков, курирующий эту проблематику. «Если судить по подготовке к российско-американскому саммиту в Москве 6--8 июля, то переговоры президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы будут успешными», -- заявил дипломат, добавив, что степень продвижения к новому документу превышает ожидания.
Это его первое публичное выступление на тему переговоров после того, как стороны на экспертном уровне начали переговоры о масштабе возможных дальнейших сокращений ядерных боеголовок и их носителей. Всего состоялось три раунда встреч -- 19--20 мая в Москве, 1--3 июня и 22--24 июня в Женеве. Как стало известно "Времени новостей", по настоянию американцев стороны приняли решение не допускать утечек в прессу о ходе переговоров до тех пор, пока на них не появятся первые признаки успеха. Судя по всему, за считанные дни до приезда Барака Обамы в Москву появились обнадеживающие факты. Хотя по сути переговоров Сергей Рябков так и не высказался.
Лидеры двух стран еще 1 апреля в Лондоне условились начать выработку нового документа, который придет на смену нынешнему Договору о СНВ, подписанному в 1991 году и истекающему 5 декабря этого года. Степень продвижения на переговорах, по оценке г-на Рябкова, «выше наших ожиданий, которые были, когда мы начинали». Дипломат пояснил, что планируемое сокращение является «реальным по сравнению с сокращениями, прописанными в действующих Договоре о СНВ и Договоре о стратегических наступательных потенциалах (СНП)». Первый документ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы каждой из сторон с 10 тыс. ракетных боезарядов до 6 тыс. Подписанный в Москве в мае 2002 года и рассчитанный на десять лет Договор о СНП предписывает сократить это количество до 1,7--2 тысяч.
Предстоящие переговоры в Москве между Медведевым и Обамой сейчас активно обсуждаются на различных дискуссионных площадках в России и США. В российской столице вчера об этом говорили российские и американские участники дискуссионного клуба "Валдай". Американский политолог Дмитрий Саймс высказал мнение, что Вашингтону придется учитывать озабоченности России в связи с американской противоракетной обороной (ПРО) в Европе. Сейчас американская позиция состоит в том, что ПРО и сокращение количества ядерного оружия -- две разные темы. Но Москва настаивает на их увязке.
Как подчеркнул вчера в Москве председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, России при проведении сокращений надо быть весьма осторожной и следует сохранять «мощный отрыв» по ядерным боезарядам от других стран. По словам эксперта, ядерное оружие «все еще является основой политического и частично экономического влияния» России. При этом «вполне допустимо сокращение до 1,6 тыс., даже до 1,5 тыс. единиц боезарядов, особенно если одновременно повысить их эффективность и боеготовность». Сокращать же этот арсенал «до нескольких сотен в рамках нового Договора о СНВ нецелесообразно». Сейчас, по данным экспертов "Времени новостей", у России есть чуть более 2,8 тыс. боезарядов.
Замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев сказал «Времени новостей», что, с его точки зрения, Дмитрий Медведев и Барак Обама сейчас могут выбрать один из двух вариантов: «Первый -- это подтвердить устно, что позиции сторон не вызывают расхождений и что договор будет готов в срок. Второй -- подписать рамочное соглашение, декларацию с фиксацией основных позиций». «Второй вариант был бы предпочтительнее, поскольку перекрывал бы возможность переговорщикам отклониться после саммита в сторону от заданного двумя президентами курса», -- считает наш собеседник.
Однако переговоры российского и американского президентов в Москве не ограничатся темой вооружений. Старший научный сотрудник вашингтонского Института Хадсона Дэвид Саттер считает, что президенты обязательно обсудят ситуацию на постсоветском пространстве. Наш собеседник говорит, «что по многим проблемам стороны все-таки не договорятся». «Но обсуждение и уточнение позиций в любом случае полезно, а уж для будущего взаимодействия это просто необходимо», -- сказал он корреспонденту «Времени новостей» в Вашингтоне, имея в виду проблемы американской противоракетной обороны в Европе, отношение к ситуации в Грузии и другие вопросы. «Самое главное, чтобы на постсоветском пространстве не было агрессивных действий, подобных августовской войне 2008 года на Кавказе. Если после этой встречи российская позиция в отношении Грузии станет менее жесткой, то уже это будет иметь большое значение», -- говорит он.