Казахстан вернул родителям российских подростков, незаконно задержанных заблудившимися пограничниками
Карабалыкский районный суд Кустанайской области Казахстана, как стало известно «Времени новостей», освободил двух российских подростков, проходивших по делу о контрабанде наркотиков, которое стало предметом пограничного спора между Россией и Казахстаном.
Как уже сообщала газета «Время новостей», жители города Троицка Челябинской области 16-летний школьник Ростислав Норкин и 17-летний Михаил Шукшин были задержаны пограничниками Казахстана в феврале неподалеку от своего дома в районе реки Уй. Приятели сразу признались, что хотели собрать немного листьев конопли, которая там растет везде как сорняк, чтобы попробовать, что это такое. Но казахстанские пограничники, задержавшие подростков, представили дело таким образом, что юноши были злостными и организованными контрабандистами наркотиков и нарушителями госграницы, за что молодые люди были арестованы и позже преданы суду.
Но поводом для скандала стали вовсе не наркотики, а место задержания подростков -- берег реки Уй, по которой, собственно, и проходит граница между двумя государствами. Разбираясь в обстоятельствах инцидента, родители приятелей, а потом и представители российских властей пришли к выводу, что задержаны Норкин и Шукшин были на российской территории. То есть речь шла о нарушении госграницы именно казахстанскими пограничниками и незаконном задержании граждан РФ на нашей территории.
Власти Казахстана поначалу упорно настаивали на обратном -- это, мол, российские подростки пробрались на их территорию с целью контрабанды наркотиков. Но в конце концов процесс над россиянами в казахстанском суде закончился тем, что сам представитель гособвинения отказался от большинства претензий к подсудимым, и в начале июня они были освобождены и отпущены к родителям. Уголовное дело в отношении Шукшина и Норкина на этом завершилось. Однако скандал между властями двух стран продолжился. Как стало известно «Времени новостей», недавно в России было возбуждено уголовное дело уже в отношении казахстанских пограничников, незаконно вторгшихся на территорию РФ.
Ростислав Норкин и Михаил Шукшин были задержаны казахстанскими пограничниками вечером 12 февраля этого года неподалеку от их дома в окрестностях города Троицка, расположенного прямо у российско-казахстанской границы, на берегу реки Уй. Подростки не скрывали, что пошли в степь пособирать семена и листья конопли, торчащей из-под снега. Придумали такой поход из любопытства. Однако казахстанские пограничники решили, что молодые люди целенаправленно и тайно пробрались на территорию Казахстана. Норкина и Шукшина официально задержали, доставили в СИЗО, а потом Карабалыкский РОВД возбудил против них уголовное дело. Молодым людям вменили ст. 250-4 (контрабанда наркотиков, совершенная группой) и ст. 259-4 (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств) уголовного кодекса Республики Казахстан. Причем каждая из этих статей предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения.
В материалах дела история Норкина и Шукшина была представлена таким образом, что они являлись организованной группой контрабандистов, которые пытались доставить в Казахстан для продажи крупную партию наркотиков. Следствие при этом настаивало, что у подростков был обнаружен вовсе не один пакет и вовсе не с семенами и листьями промерзшей конопли, а несколько больших пакетов с уже обработанной марихуаной.
Пытаясь выяснить, что же произошло с их детьми, родители Норкина и Шукшина, разбираясь в предоставленных им документах, заподозрили, что задержаны они были вовсе не в Казахстане, а на российском берегу реки Уй, по которой и проходит граница. И «промахнулись» немного как раз казахстанские пограничники, которые, получалось, не просто незаконно вторглись на территорию РФ, но схватили на ней российских граждан. Тем более дико вся эта история выглядела с учетом возраста «контрабандистов» -- казахстанские власти на полном серьезе пытались выставить завзятыми преступниками школьников, которых, по уму, надо было просто, условно говоря, выпороть и вернуть домой. Не менее странно выглядела версия и об умышленном переходе границы. Граница между Россией и Казахстаном в районе Троицка проходит весьма условно -- там нет ни заборов, ни даже каких-либо предупреждающих знаков.
К разбирательству подключились российские пограничники, которые подозрения родителей подростков насчет того, на чьей именно территории были задержаны Норкин и Шукшин, подтвердили. Поначалу представители погранслужб двух стран на встречах вроде договорились, что задержание Норкина и Шукшина было недоразумением и подростков вернут домой. Однако власти Казахстана этого делать так и не стали, а затем передали уголовное дело против подростков в суд.
Рассмотрение дела началось 6 мая. Главными свидетелями обвинения выступили начальник погранслужбы Кустанайской области Шагиев и пограничники, задерживавшие подростков. Выступая с показаниями в суде, начальник погранслужбы заявил, что территория, где задержали подростков, принадлежит Казахстану, и в подтверждение продемонстрировал карту, датированную 1983 годом. Однако суд по ходатайству защиты подростков отказался признать это доказательство. «Есть официальное соглашение о положении государственных границ между Россией и Казахстаном, подписанное президентом Нурсултаном Назарбаевым и бывшим российским президентом Владимиром Путиным 18 января 2005 года, но пограничники наши будто не слышали об этом документе», -- отметила адвокат подростков Алия Рамазанова.
По словам г-жи Рамазановой, показания пограничников вообще были очень путанны. «Их показания, имевшиеся в деле, не сходились с показаниями в суде, -- рассказала адвокат. -- Пограничники утверждали, что подростки следовали с наркотиками из России в Казахстан, хотя в деле почему-то указано, что ребята собирались переправиться обратно в Россию, и именно тогда их поймали». «Один пограничник, наблюдавший за ребятами с поста, рассказывал, что он видел у них один пакет с травой, еще двое, непосредственно поймавшие ребят, пытались убедить судью, что пакетов таких было несколько», -- сказала мать одного из подростков, Марина Шукшина.
Родители Михаила Шукшина, решив доказать, что "спорная" территория принадлежит России, как только растаял снег, съездили на место задержания с видеокамерой и засняли местность, и как они и предполагали, их никто арестовывать за нарушение госграницы не стал. Но видеозапись к делу не приобщили. Ходатайства адвокатов, просивших о выездном судебном эксперименте на месте задержания подростков, суд также не удовлетворил. Отказ был мотивирован тем, что такая процедура излишняя. Но защитники и родители подростков предположили, что казахстанские власти просто испугались, что участников «выездного заседания» могут задержать за нарушение госграницы уже российские пограничники.
Таким образом, судебный процесс явно заходил в тупик, но на очередном заседании 2 июня гособвинитель неожиданно сам отказался от большинства претензий к Норкину и Шукшину. Прокурор вообще снял обвинение в контрабанде наркотиков за отсутствием доказательств, а ст. 250-4 УК Казахстана переквалифицировал на более мягкую -- «простое» хранение наркотиков, без цели сбыта, крупного размера и организованной группы. В результате суд признал подростков виновными, но, учитывая их несовершеннолетие, посчитал возможным не лишать свободы и 4 июня отпустил их на попечение родителей. Адвокаты подростков не согласились с вынесенным решением и уверяли родителей, что есть все шансы, что детей могут оправдать, и надо добиваться отмены приговора. Но прожившие несколько месяцев в тревоге родители не захотели продолжать судебные тяжбы. Тем более что, по словам адвокатов, на территории России решение, вынесенное казахским судом, никакой роли не играет.
Уже вечером 4 июня подростки вернулись домой и рассказали, как все было на самом деле. «Мы вышли в тот день собирать листья конопли, чтобы их потом пожарить, -- рассказал Ростислав Норкин. -- Рецепт узнали от друзей и ради интереса решили попробовать, вкусно это или нет. В мыслях не было, что нас за это могут наказать. Собрали один пакет и возле оврага наткнулись на горку травы. Кто-то, видимо, до нас собирал, рядом там валялись тарелки и чашка со странным осадком, как потом выяснилось, это умельцы какие-то пытались приготовить гашиш. Как к нам подкрались казахские пограничники, не заметили. Когда попытались бежать, те припугнули, что расстреляют из автоматов. Когда я узнал, что мне грозит срок от 15 лет, я обалдел и стал прикидывать, когда я выйду на свободу».
Что касается разбирательства между властями двух стран, то оно еще не закончено. Поскольку сами казахстанские пограничники изначально признавали ошибку своих сотрудников, «промахнувшихся» мимо границы, но так и не вернули сразу российских подростков, УФСБ по Челябинской области возбудило уголовное дело по факту нарушения представителями КНБ Республики Казахстан российской границы. "Уголовное дело по этому факту действительно возбуждено, идут следственные действия», -- подтвердили "Времени новостей" в УФСБ по Челябинской области.
Сейчас в Челябинской области в местности, где схватили подростков, до сих пор нет никаких предупреждающих знаков о прохождении границы между Россией и Казахстаном. «Демаркация обозначается на основе закона о государственной границе, она уже началась и идет со стороны Астрахани, -- сообщил представитель погрануправления УФСБ по Челябинской области. -- Правда, мы точно не знаем, когда очередь дойдет до нас. Ведь все действия должны быть согласованы с Казахстаном. Границу с Китаем, к примеру, обозначали 30 лет. Обозначение ее обычно выглядит так: на суше, где она проложена, ставят зелено-красные столбы. У нас граница проходит по середине реки, и скорее всего там поставят предупредительные сообщения на берегу. Никаких КПП и колючих проволок точно не будет».