|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога за три моря
Индия и Россия построят коридор
Индия получила возможность морской транспортировки своих грузов в Россию и Европу в обход Пакистана. А российские транспортные компании -- шанс зарабатывать до миллиарда долларов ежегодно. Все это стало реально после того, как вчера в Петербурге от имени правительств России, Индии и Ирана министры транспорта этих государств объявили: в силу вступило соглашение о международном транспортном коридоре «Север--Юг».
Похоже, начала реализовываться давняя мечта Министерства транспорта России -- способствовать созданию и развитию новых транспортных путей на территории Евразии, чтобы конкуренция между магистралями приводила к снижению тарифов на перевозку грузов. А так как значительную часть Евразии занимает Россия, то понятно, по какой территории обречены в основном пройти транспортные коридоры.
Индия, считает министр транспорта России Сергей Франк, заинтересована в том, чтобы проложить своим товарам удобный путь на север и запад, -- по сведениям главы Минтранса, Дели необходимо увеличивать экспорт грузов, в первую очередь чая и специй. Индийские экспортеры по понятным причинам не могут направить контейнеры через Пакистан, им остается единственный путь: морем до Ирана, оттуда -- по суше до Каспия, где грузы морским путем будут доставляться в российские порты. Трем странам, скованным одной транспортной цепью, оставалось лишь формально договориться, что произошло еще 12 сентября 2000 года, когда подписали межправительственное соглашение о транспортном коридоре «Север--Юг». Российский парламент ратифицировал его лишь 27 февраля этого года, и вчера о создании коридора было объявлено официально.
В 2001 году, по данным Минтранса, грузооборот России со странами Прикаспия и Индией не превысил 25 млн тонн. Но уже в течение десяти лет, прогнозировал вчера Сергей Франк, эта цифра достигнет 40 млн тонн. В этом случае, по данным министра, выручка российских транспортных компаний от продажи услуг на этом направлении достигнет 1 млрд долл. в год. В России, считают в Минтрансе, для переброски индийских грузов будут использоваться и железные дороги, и внутренние водные пути с выходом на Балтику и Черное море, и автомобильные контейнерные перевозки.
Руководители транспортных ведомств трех стран сошлись в том, что отправка контейнеров из Индии по короткому маршруту -- через Каспий и Россию, а не через Суэцкий канал и Средиземное море -- не менее чем на 30% снижает стоимость доставки. По сведениям Сергея Франка, тестовые «прогоны» грузов от Астрахани до Берлина заняли 2,5 суток, в то время как путь через Суэц занимает 20 суток. Единственное, чего пока не знают транспортные чиновники, -- это суммы, которую нужно вложить в обустройство коридора. «Мы пока только выращиваем цыплят и не доросли до того, чтобы их считать», -- заметил министр судоходства Индии Гойап. Его российский коллега Сергей Франк отметил, что только в южную часть коридора на территории России в Астраханской области нужно вложить за 10 лет минимум 250 млн долларов.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург