|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерная война в американском тылу
Убийство кашмирского лидера чревато глобальным конфликтом
Обстановка в Кашмире, который и без того стоит на грани большой индо-пакистанской войны, четвертой по счету с момента провозглашения независимости двух стран в 1947 году, обострилась вчера до предела. Неизвестные застрелили на улице Сринагара, административного центра штата, одного из лидеров кашмирских сепаратистов и ветерана освободительного движения Абдул Гани Лоне. Он возглавлял «Хурриат», самопровозглашенный совет управления Кашмиром. В Исламабаде немедленно заявили о причастности к убийству индийских спецслужб, в Дели обвинили пакистанские, поскольку в последнее время «Хурриат» склонялся к переговорам с индийскими властями. Еще одна версия -- причастность к убийству исламской террористической организации «Аль-Барк», угрожавшей Лоне расправой.
Кто бы ни стоял за расстрелом сепаратиста, инцидент может стать искрой, которая окончательно воспламенит Кашмир. Сторонники погибшего уже вышли вчера на улицы, требуя возмездия. Пакистанские радиостанции сравнили покушение с убийством афганского лидера Ахмад Шаха Масуда, ставшим прологом терактов 11 сентября...
После нападения на индийский военный лагерь на прошлой неделе (35 человек погибли, большинство из них -- жены и дети военнослужащих) напряженность между Индией и Пакистаном резко возросла. На границе, так называемой линии контроля в Кашмире, сконцентрирована почти миллионная воинская группировка. Ежедневные пограничные перестрелки с применением артиллерии стали рутиной, за последние сутки 15 человек погибли, более 70 ранены.
Сегодня в штат Джамму и Кашмир для инспекции фронтовой полосы должен был прибыть индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи, однако из-за покушения на Лоне визит отложен. Министр обороны Джордж Фернандес призвал дать «мощный ответ» поддерживаемому Пакистаном терроризму. Индия отказывается от любых переговоров, пока Пакистан не перекроет границу для террористов из радикальных мусульманских группировок. Пакистан отвергает обвинения, предлагая пригласить на «линию контроля» международных наблюдателей. В интервью пакистанской газете The Dawn пресс-секретарь президента Мушаррафа генерал Рашид Куреши обвинил Индию в противодействии борьбе с террористами: «В настоящее время Индия действует против антитеррористической кампании международного сообщества», и добавил, что необходимость держать войска на границе не позволяет сконцентрироваться на «антитеррористической операции на западных границах».
Возможная война противников, обладающих ядерным оружием, совершенно не входит в планы США, которые продолжают операцию в соседнем Афганистане. Недаром в январе регион посетил госсекретарь США Колин Пауэлл, на прошлой неделе состоялась поездка его помощницы Кристины Рокка, планируется срочный тур в Исламабад и Дели заместителя госсекретаря Ричарда Армитеджа. По сообщению CNN, официальные лица в Вашингтоне получили из Дели сигнал, что до его визита Индия не начнет боевых действий. Тот же источник сообщил, правда, что «когда такие большие силы развернуты столь длительное время и совершаются провокации, неизбежно эти силы должны быть использованы».
Посол Пакистана в Лондоне Абдул Кадер Джаффер на вопрос радиостанции BBC о возможности применения ядерного оружия ответил: «Ситуация очень опасная. Мир должен это понимать. Думаю, мы не должны никому позволить рассматривать возможность применения ядерного оружия». Обе страны обладают и ядерными боеприпасами (серия ядерных испытаний, проведенных двумя странами в 1998 году, заставила вздрогнуть весь мир), и средствами их доставки.
Ситуация осложняется еще и тем, что не слишком прочные внутренние позиции как пакистанского президента Мушаррафа, так и индийского премьера Ваджпаи, не позволяют им проявить слабость в принципиальном конфликте и пойти на уступки. Кроме того, президент Мушарраф уже поддержал США в антитеррористической операции на западе собственной страны (что вызвало массовые протесты) и вряд ли сможет сегодня сдержать радикалов в Кашмире. Английская газета The Independent считает, что во время визита в Москву президент Буш может попросить российского коллегу Путина вмешаться -- призвать старого союзника Дели к сдержанности.
Андрей ЗЛОБИН