|
|
N°114, 01 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Советских просят не беспокоиться
1 июля прекращается действие упрощенного порядка получения российского гражданства
Сегодня истекает срок, в течение которого наши соотечественники, бывшие советские граждане, имели право получить российское гражданство в упрощенном порядке. Из этого следует, что начиная с 1 июля на данную категорию распространяются общие требования, предъявляемые к соискателям гражданства: обязательное проживание в России на протяжении пяти лет, прохождение теста на знание русского языка и подтверждение источников дохода.
Напомним, что облегченная схема распространялась на иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Россию из бывших советских республик, зарегистрированных по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. Первоначально авторы поправок в закон о гражданстве планировали продлить льготный порядок на весь 2009 год, однако после согласования законопроекта в администрации президента было решено ограничиться первым полугодием -- в таком виде поправки были утверждены Госдумой и Советом Федерации в декабре прошлого года.
Такое положение вещей вызывает нарекания не только у правозащитников и представителей переселенческих организаций, но и у самих законодателей. «Мы неоднократно, и на парламентских слушаниях, и в заключениях, направляемых президенту и правительству, говорили о том, что действующее законодательство фактически тормозит переезд в Россию наших соотечественников из стран СНГ», -- заявил на вчерашней пресс-конференции председатель подкомитета по миграционной политике комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Владимир Никитин. По его словам, администрация президента мотивировала свою позицию тем, что следует не продлевать действие льготного режима, а стимулировать выполнение госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников.
«Действительно, для участников этой программы создан льготный режим получения гражданства, однако имеется оговорка -- для этого требуется, чтобы у «репатрианта» была постоянная регистрация в России», -- заметил депутат Никитин. Глава подкомитета по миграционной политике, входящий во фракцию КПРФ, сообщил, что об этом условии, в частности, говорилось на одной из встреч представителей Компартии с Дмитрием Медведевым.
«Я сказал президенту, что обязательное требование регистрации на территории РФ фактически хоронит переселенческую программу, -- рассказал товарищ Никитин. -- Дмитрий Анатольевич, как юрист, сразу понял, о чем идет речь -- у гражданина либо должно быть жилье в собственности на территории России, или арендатор фактически дает право прописаться, что тоже случается крайне редко». Президент, по словам депутата, обещал разобраться. «Хочется верить, что он выполнит свое обещание, -- добавил Владимир Никитин. -- Тем более что это осуществимо: например, наш подкомитет полтора года добивался, чтобы был организован безвизовый въезд на территорию России для бывших советских граждан, живущих в Эстонии и Латвии и не получивших гражданство этих стран, и в результате соответствующая норма вступила в силу».
В думском комитете по делам СНГ и соотечественников считают, что действующее законодательство о гражданстве должно быть коренным образом переработано, подчеркнул депутат Никитин. По его мнению, необходимо, чтобы те, у кого по состоянию на 6 февраля 1992 года на руках был «серпастый-молоткастый» паспорт, получили бы гражданство в упрощенном порядке. Речь идет о сотнях тысяч наших соотечественников, добавил глава подкомитета по миграционной политике: «В том числе упущенной оказалась целая категория -- военнослужащие и члены их семей, которые в момент принятия российского законодательства о гражданстве находились на территории стран СНГ и стран бывшего соцлагеря». Впрочем, заметил депутат Никитин, вопросами миграционного законодательства сейчас занимается комитет по конституционному законодательству и госстроительству, возглавляемый единороссом Владимиром Плигиным, -- так что это его прерогатива.
Вполне вероятно, что в ближайшее время законодатели выступят с инициативами, призванными упорядочить статус трудовых мигрантов. Как рассказал на той же пресс-конференции руководитель аппарата комитета по делам СНГ и соотечественников Совета Федерации Павел Лысов, в стадии подготовки к внесению находится проект закона о трудоустройстве гастарбайтеров. «Суть данного законопроекта заключается в том, что должна быть создана система, позволяющая иностранным мигрантам приезжать сразу на рабочие места и быть трудоустроенными, -- пояснил г-н Лысов. -- Законопроект предполагает создание служб -- в первую очередь негосударственных, которым будет дано право на эту деятельность».
За основу российского закона могут быть приняты нормы, согласованные на межгосударственном уровне, -- модельный закон о частных агентствах занятости (ЧАЗ), принятый межпарламентской ассамблеей СНГ, и аналогичный типовой документ, утвержденный Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).
«Необходимо формировать законодательные стандарты», -- согласился с представителем Совета Федерации другой участник пресс-конференции -- член общественного совета при Федеральной миграционной службе, глава совета Международной ассоциации трудовой миграции Николай Курдюмов. Причем, по его мнению, «не следует регулировать одним законом трудоустройство внутренних трудовых мигрантов-россиян и мигрантов-иностранцев». Сейчас, по словам г-на Курдюмова, в России действуют 2,5--3 тыс. кадровых агентств, но практически все они занимаются «внутренними соискателями». А трудоустройство гастарбайтеров фактически отдано на откуп криминальным и полукриминальным структурам или в лучшем случае этническим землячествам. Законодатели должны учесть различные формы предоставления услуг трудовым мигрантам, полагает г-н Курдюмов: это и кадровые агентства, и агентства по трудоустройству, и трудовые биржи, и многофункциональные миграционные центры, которые могли бы оказывать гастарбайтерам юридическую и медицинскую помощь.
Михаил МОШКИН