|
|
N°146, 13 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маленький большой Крамаров
Сегодня известному артисту исполнилось бы 65 лет
Савелий Викторович Крамаров снялся на родине в полусотне фильмов. Навскидку кажется, что картин в два или даже три раза больше, но ничего удивительного в этом нет. Просто присутствием Крамарова -- пусть даже мимолетным -- отмечены самые любимые отечественные ленты: «Сказка о потерянном времени», «Город мастеров», «Неуловимые мстители», «Мимино», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Мама» (разумеется, не недавняя, а настоящая -- с Гурченко и Боярским). Обладая гротескной и невероятно выразительной внешностью, Крамаров вряд ли смог бы сыграть героя-любовника или непобедимого супермена. Он и не играл, появляясь на экране в эпизодических ролях тунеядцев, хулиганов и балбесов. Но даже когда артист просто комиковал -- равных ему не было. У Крамарова получилось то, что редко удается вечным пленникам имиджа. В фильме «Друг мой Колька» его персонаж-хитрован мыл окно в платке и каком-то несусветном бабьем халате. Это безумно смешно -- если не думать о том, что именно так сыгранный Крамаровым маленький человек пытался (пусть в окарикатуренном виде) защитить свою честь, уязвленную столь несерьезным, «немужским» делом, как уборка. Скрытые за шутовским косящим прищуром внутреннее достоинство и человеческую грусть можно разглядеть во многих ролях Крамарова. Его герои, как правило, дураки, подсознательно стесняющиеся своей глупости, пытающиеся на свой дурацкий лад ее преодолеть. И потому они вызывают не только безудержный хохот, но куда более глубокие чувства.
В «Тайне железной двери» великовозрастного тунеядца, бренчащего на гитаре куплеты про «эти руки, руки трудовые», волею волшебного случая превращают в белого голубя. Забавный трюк обернулся возвышенной метафорой -- из-под навеки приросшей к лицу потешной маски вырвалась живая и трепетная душа.
В 1982 году Крамаров уехал в Америку. По бытовавшему тогда правилу картины с участием «отъезжантов» надо было изъять из проката, но в случае с Крамаровым это оказалось совершенно невозможно. По большей части дело ограничилось тем, что фамилия актера пропала из титров. А тем временем сочетание Savely Kramarov стало появляться в титрах голливудских фильмов. Именно голливудских. Ему доставались обычно роли небольшие, но зато в фильмах значительных. Крамаров снимался вместе со Шварценеггером («Красная жара») и Сталлоне («Танго и Кэш»), Робином Уильямсом («Москва на Гудзоне») и Уорреном Битти («Любовная история»), и даже под именем Владимир Руденко летал в космос в фильме Питера Хайамса «2010» -- продолжении кубриковской «Космической одиссеи». Уже в постперестроечные годы артист приезжал в Россию, неизменно вызывая восторг везде, где бы ни появлялся, и даже снялся в нескольких фильмах -- теперь уже явно на правах «приглашенной звезды». Если бы не тяжелая болезнь -- наверняка бы продолжил кинокарьеру за океаном.
Савелий Крамаров умер 6 июня 1995 года в Сан-Франциско. На его могиле стоит памятник работы Михаила Шемякина. И тишина.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ