|
|
N°114, 01 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Укрепление братства
В Твери завершился 17-й фестиваль актеров кино «Созвездие»
Это самый старший из российских кинофестивалей -- ему исполнилось 20 лет. С первого «Созвездия», собравшего в 1989 году в Калинине весь актерский цвет советского кино и на неделю запрудившего городские улицы счастливыми толпами его поклонников, ведет отсчет новейшая отечественная фестивальная история. За два десятка минувших лет у Гильдии и фестиваля при неизменном директоре-моторе Валерии Гущиной сменилось несколько президентов (ныне у власти актер Александр Голобородько). Прежде чем несколько лет назад вернуться в Тверь, «Созвездие» предприняло путешествие по стране и даже несколько раз вынужденно «вставало на паузу», превращаясь из фестиваля в премию, чем и объясняется несовпадение между порядковым фестивальным номером и круглым числом прожитых им лет.
Собственно говоря, общемировая практика состязаний такого рода подразумевает именно формат премии. Скажем, в США это Screen Actors Guild Awards, и победители тут объявляются по результатам голосования членов Гильдии без вмешательства какого бы то ни было жюри. Но у нас во всем свой путь, и здесь тоже. Как пояснил в своем приветствии Никита Михалков, главная задача «Созвездия» не премировать лучших в профессии, а способствовать «сохранению актерского цехового братства». «Сама идея фестиваля верна», -- сказал, как припечатал, Никита Сергеевич. Правда, воплощать ее все сложнее: если в начале девяностых актеры что в Твери, что в Сочи, что в Анапе могли спокойно посвятить общению и, стало быть, укреплению братства и неделю, и две, то в последние годы у некоторых не получалось вырваться со съемочной площадки за собственным призом. Вот и награда 16-го «Созвездия» за главную роль в сериале «Девять жизней Нестора Махно» нашла своего героя Павла Деревянко только спустя год на торжественном открытии 17-го фестиваля.
Правда, треклятый кризис, лишивший многих актеров работы, высвободил у них время, которое теперь можно смело посвятить укреплению братства. И в результате укрепить его настолько, что, если понадобится, все гильдийцы как один встанут, предположим, на защиту собственных гонораров от продюсерских посягательств.
Прошу прощения за то, что нечаянно свел все к презренной материальности. Никита Сергеевич, безусловно, имел в виду некие духовные аспекты, о каковых судить не берусь, так как любой актер -- очень непросто устроенный инструмент, и некоторые наиболее резкие парадоксалисты договорились даже до того, что актеры не вполне люди. Во всяком случае наивно было бы уповать на всевластие общинного чувства «цехового братства», способного укротить резко индивидуальное и острое чувство соперничества, ревности или чего-нибудь еще похлеще, что всем людям не чуждо, и актерам -- в частности, даже если они и «не вполне люди».
А вот какую задачу актерский фестиваль, в отличие от премии, точно решает или пытается решить, так это задачу социально-терапевтическую. В этом году его бригады разъезжали по Тверской области в радиусе ста с лишним километров от Твери, и, к примеру, для городка Кимры с населением в 50 тыс. человек и без единого кинотеатра такой визит, конечно же, событие. Положим, звезд актуального российского кино, да еще и пренебрегающих сериалами, здесь не знают, зато Бориса Химичева очень даже рады видеть, потому что помнят фильмы с его участием и открытки с его лицом в газетных киосках. Понятно, что привокзальные площади и залы местных ДК на таких встречах заполняла публика сугубо возрастная, но тут надо быть реалистами, да и кто сказал, что в подарках старикам меньше смысла, чем в подмигивании молодым?
Тем временем в тверских залах шли фильмы с номинированными актерскими работами в трех разрядах: главная роль, роль второго плана, эпизод. Плюс призы за лучшие дебюты, мужской и женский. Правда, метод, по которому шел отбор, остался не проясненным. Роли из годичной давности фильма Александра Прошкина «Живи и помни» конкурировали с ролями из «Сказки про темноту» Николая Хомерики, только что представленной в Сочи, а также из премьер «Созвездия» -- «Одной войны» Веры Глаголевой и «Государыни и разбойника» Екатерины Толдоновой.
«Одна война», показанная в первый фестивальный день, пришедшийся на 22 июня, стала чемпионкой по количеству наград. Драма из жизни русских баб, оказавшихся вместе со своими деревнями под оккупантами, причем в прямом смысле, и прижившими от них детей, взяла призы за актерские дебюты (Наталье Кудряшовой и Михаилу Хмурову) и специальный приз режиссеру Глаголевой за работу с актерами. Лучшей мужской ролью сколь предсказуемо, столь и справедливо признали Каренина, воплощенного Олегом Янковским в «Анне Карениной». Татьяне Друбич, равной партнерше Янковского по фильму Сергея Соловьева, жюри предпочло Дарью Мороз, с мощной затратой сыгравшую Настену в «Живи и помни», а Друбич получила приз Гильдии. Сергей Маковецкий, сыгравший свекра Настены, был отмечен как лучший актер второго плана, а Любовь Толкалина -- как лучшая в аналогичной категории за милиционершу в фильме Кати Шагаловой «Однажды в провинции». В обоих случаях жюри не сплоховало: не прошло мимо роли, в которой Маковецкий осуществил непростой для многих актеров переход в новый возраст, и поощрило острую и точную работу Толкалиной, открывшуюся неожиданным образом. Наконец, лучшим эпизодическим актером назвали Олеся Сердюка, и этим награды «Тарасу Бульбе» не ограничились: могучий Богдан Ступка, сыгравший в колоссе Владимира Бортко центральную роль, был премирован Гильдией «за преданность актерскому братству». Что по-своему изящно, поскольку ролью Бульбы список актерских вершин Ступки явно не прирос, а так -- избранная формулировка сняла все вопросы и заодно подхватила «братский» мотив, прозвучавший в приветствии господина Михалкова.
Подхватив схожим образом заявленную в начале тему сопоставления фестивального и премиального форматов на американском примере, выскажу удивление одним обстоятельством. Насколько мне известно, среди 13 номинаций SAG Awards меньше половины имеют отношение к кино, остальные -- к телевидению. Если это справедливо для Штатов, то трижды справедливо для нас, где большинство актеров, в том числе членов Гильдии, трудятся на телевизионной ниве. Тем не менее теленаграда была предусмотрена всего одна: ее по решению Гильдии получила Людмила Нильская за роль Галины Брежневой (сериал «Галина», режиссер Виталий Павлов). Тут надо что-то менять в регламенте «Созвездия», иначе актерская картина мира в его интерпретации получается не вполне адекватной реальности.
Заранее были известны и лауреаты трех премий с обязывающей формулировкой «За выдающийся вклад в профессию» -- Василий Лановой, Зинаида Кириенко и Всеволод Шиловский. Все трое -- люди в актерской профессии уважаемые, известные, у каждого по нескольку знаменитых фильмов. Но с учетом того, что в прежние годы этой награды на «Созвездии» были удостоены такие грандиозные «вкладчики» в профессию, как Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Иннокентий Смоктуновский и Олег Янковский, нынешние «выдающиеся» своей принадлежностью к подобному списку должны быть как минимум польщены.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ