|
|
N°115, 02 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия и ВТО: уроки истории
Никогда еще за последние годы тема присоединения к Всемирной торговой организации не вызывала столь оживленной реакции, как теперь, в начале лета 2009 года. Озадачена немалая часть отечественного бизнеса -- ему так толком и не объяснили, ради чего фактически прерван процесс присоединения России, в который было вложено столько времени и сил. В недоумении члены ВТО, с которыми мы ведем переговоры, а также многие экономические эксперты. Нет смысла повторять уже сказанное в статьях и комментариях на эту тему -- сейчас скорее уместен некий исторический анализ.
В 1947 году 23 государства подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) -- предшественник ВТО. Советское руководство отказалось от участия в нем по понятным политическим и идеологическим соображениям. Исходили из неизбежности предстоящей конфронтации с Западом вплоть до новой войны и потому считали, что и в экономической сфере нужна изоляция от некоммунистического мира. В рамках этой логики в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Война, правда, не «горячая», а «холодная» действительно началась и затянулась надолго. Однако, несмотря на это, уже в середине 1970-х годов тогдашнее советское руководство взяло курс на установление отношений с ГАТТ. В 1979 году на одном из заседаний политбюро ЦК КПСС было принято решение о целесообразности присоединения к ГАТТ -- этого требовали объективные интересы выхода на внешние рынки. На тот момент мы потеряли 30 лет, в течение которых число участников ГАТТ возросло более чем в три раза.
К сожалению, в переговорах нам было отказано. Политика вмешалась в экономику и торговлю. Дело в том, что в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, что вызвало резкую реакцию не только на Западе, но и во многих других странах. Нечто похожее произошло позднее с Китаем -- события 1989 года на площади Тяньаньмэнь стоили ему приостановки переговоров по присоединению к ГАТТ.
Лишь в конце эпохи перестройки, в 1990 году, СССР обрел статус наблюдателя в ГАТТ. Между тем число участников соглашения перевалило за сотню, принципы и правила ГАТТ прочно утвердились в мировой торговле, многие страны реформировали свои законодательные системы в соответствии с положениями ГАТТ. Отставание тех, кто все еще находился вне системы торговых переговоров в рамках ГАТТ, увеличилось.
Из-за последовавшего в скором времени развала СССР нам некоторое время было не до международных переговоров, и заявка на присоединение к ГАТТ была подана уже от имени России в 1993 году. Годом позже более 120 стран подписали пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Новая полноценная международная организация стала первым многосторонним институтом регулирования торговли товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности. России пришлось технически переоформить свою заявку на присоединение к ВТО и с 1995 года наконец начать переговоры. На тот момент потеря во времени составила уже без малого полвека.
Минувшие 15 лет вовсе не прошли даром. Проделанный объем переговорной работы невозможно переоценить. Сначала пришлось дать ответы членам ВТО на несколько тысяч вопросов по нашему торговому режиму. Затем переговоры по товарному рынку потребовали обсуждения более 11 тыс. тарифных позиций, в переговорах по услугам обсуждался доступ на наш рынок более чем в 150 секторах услуг. Реформировано российское законодательство в соответствии с нормами ВТО.
Но дело не просто в объеме проделанной работы, а в результате. Мы получили очень неплохие условия членства (напомню, что условия присоединения к ВТО индивидуальны для каждой страны). Они заметно лучше, чем, к примеру, у Украины или Китая. Остававшийся на начало июня 2009 года список нерешенных вопросов (не более трех крупных) не шел ни в какое сравнение с тем объемом проблем, которые остались позади.
И вот теперь абсолютно неожиданная остановка. Удовлетворительных объяснений причин нет. На недавней встрече министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной в Российском союзе промышленников и предпринимателей ни один из представителей бизнес-сообщества не одобрил решение прервать переговорный процесс от имени России и начать его от имени Таможенного союза.
Поспешность решения о присоединении к ВТО Таможенным союзом не перестает удивлять. Например, в недавнем интервью агентству РИА Новости первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил: «Мы договорились обратиться к международной юридической фирме для выяснения применимости статьи 12 соглашения ГАТТ (речь идет о Марракешском соглашении о создании ВТО. -- А.П.) о возможности присоединения Таможенного союза к ВТО». После получения независимого заключения будет создана совместная делегация трех стран, которая продолжит "старые переговоры в новом формате". Возникает вопрос: не правильнее ли было сначала обратиться к уважаемой международной юридической фирме и только потом корректировать свои действия на переговорах по присоединению к ВТО?
Премьер-министр Владимир Путин предложил главе Минэкономразвития Набиуллиной убедить партнеров во Всемирной торговой организации в необходимости максимально быстрого восстановления переговоров уже от имени Таможенного союза и при этом сохранить все наработки, полученные на переговорах России с ВТО. Однако существующие в ВТО процедуры и правила не позволяют так быстро и просто, как этого хотелось бы нам, решить вопрос о присоединении Таможенного союза. Универсальная организация, в которой состоит более 150 стран, не может враз видоизменить свои нормы ради очередного кандидата (или группы стран), даже если это такой уважаемый игрок, как Россия.
К сожалению, немалая часть нашей политической элиты полагает, что отсрочка присоединения к ВТО несомненно пойдет нам на пользу: мы якобы сможем стать более конкурентоспособными, пройдет кризис, мы лучше подготовимся и т.п. Но это в лучшем случае наивное заблуждение. Чем больше будет затянут процесс присоединения к ВТО, тем сложнее будет стать членом этой организации. Это убедительно продемонстрировала вся история ГАТТ/ВТО, и нет признаков, что тенденция переменится.
В ВТО в обозримом будущем произойдет дальнейшая либерализация торговли, могут быть приняты новые документы. А это означает, что к новым кандидатам будут предъявляться обновленные и более строгие требования. Особым ущербом для России может обернуться неучастие в выработке новых соглашений ВТО, например, если они будут касаться энергетических услуг, инвестиционной политики, окружающей среды. Наивно надеяться, что взамен мы получим ощутимые выгоды за счет развития рынков на пространстве СНГ. Усилия здесь, несомненно, продолжать надо. Но при этом не забывать, что на страны -- члены ВТО приходится ныне 88% нашего внешнеторгового оборота, а на Белоруссию и Казахстан, вместе взятые, -- менее 8%. И кардинально это соотношение уже не изменится.
Есть ли позитивное решение в сложившейся ситуации? Да, есть, и оно уже предлагалось, в частности, совсем недавно президентом РСПП Александром Шохиным. Решение состоит в том, чтобы сначала всем трем государствам завершить процесс присоединения к ВТО, а затем уже достроить Таможенный союз. Кстати, такая схема упрощает и возможное участие в Таможенном союзе Киргизии, уже являющейся членом ВТО.
Алексей Портанский