|
|
N°89, 22 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш вам совет
Новый орган примирит законодателей и исполнительную власть
Региональные спикеры учредили вчера собственный Совет законодателей и теперь будут собираться в Москве два раза в год, чтобы консультироваться -- как улучшать российские законы. Советоваться они будут не столько между собой, сколько с членами Совета Федерации, ради взаимодействия с которыми и учрежден новый орган.
Заседать региональные спикеры будут в Кремле и под председательством президента. Видимо, без его авторитета взаимодействие с сенаторами -- делегатами регионов у региональных законотворцев не складывается. Не исключено, что Кремль понадобился спикерам для того, чтобы ничем не отличаться от губернаторов, которых президент регулярно созывает на Госсовет. Не отрицая сходства, законодатели подчеркивают принципиальное отличие своего совета. Губернаторы -- исполнительная власть, и президент обсуждает с ними лишь концептуальные идеи в развитии той или иной сферы. С помощью же нового совета президент сможет получить и законодательную базу под идеи, одобренные губернаторами. Если же к работе совета подключится еще и правительство, то он станет органом, «консолидирующим все ветви власти».
Чем в этом случае будут заниматься Госдума и Совет Федерации, неясно. Но именно такую перспективу Совету законодателей нарисовал вчера спикер сената Сергей Миронов, избранный председателем нового органа. Его замом стала первый вице-спикер Думы Любовь Слиска.
Владимир Путин от помощи региональных спикеров отказываться не стал и, прибыв вчера на учредительное заседание совета, предложил примерную программу действий. Самым главным он считает разграничение полномочий между уровнями власти. Президента особо волнуют местное самоуправление, перед которым «мы в долгу». Но региональные деятели, признавая «долг», предпочитали говорить о переделе полномочий между центром и субъектами федерации. Глава законодателей Татарии Фарит Мухаметшин, к примеру, полагает, что незачем «перегружать» центр полномочиями. «Перегрузки» чреваты неисполнением обязательств, что вызывает у граждан недовольство федеральной властью и, предупреждает г-н Мухаметшин, «в конечном итоге -- президентом». Глава омских законодателей Владимир Варнавский тоже считает нужным разгрузить центр от непосильных хлопот. Поэтому он предложил Москве делегировать часть полномочий из центра в федеральные округа, где региональные власти уже наладили отношения с полпредами президента.
Г-н Путин попытался заострить внимание на финансовой стороне проблемы. На его взгляд, если регион имеет полномочия, но не имеет средств на их осуществление, то встает вопрос: лишать регион полномочий или помогать ему деньгами. Спикеры же повернули финансовую проблему по-иному, заговорив о межбюджетных отношениях. Выяснилось, что все недовольны центром, который в нынешнем году забирает себе 63% налоговых поступлений, оставляя регионам лишь 37%. Но никто из выступавших отчего-то не вспомнил, что Бюджетный кодекс требует иной схемы распределения сборов -- 50% на 50%. Никто не стал упрекать своих сенаторов-назначенцев за то, что те утвердили бюджет-2002, противоречащий кодексу. При этом о противоречиях внутри других федеральных законов и о противоречиях этих законов Конституции было сказано немало.
О противоречиях региональных законов федеральным вчера говорили неохотно. Возможно, потому, что президент сразу сообщил: противоречия в основном сняты усилиями полпредов, и сегодня важно, «чтобы не появлялось новых несоответствий». Для этого, полагает президент, принципиально важно, чтобы региональных депутатов выбирали так же, как и депутатов Госдумы, где половина мест отдана партиям. Не возражая против «смешанной системы» выборов, региональные законодатели считают, что каждый регион сам должен решать, как и какими темпами нужно к ней переходить. Нельзя, по их мнению, чтобы во власть под «прикрытием яркого партийного лидера» приходили никому не известные люди. Кроме того, почти все регионы при переходе к «смешанной системе» должны будут увеличить количество депутатских мест в своих парламентах. А это, как сообщил глава Мосгордумы Владимир Платонов, повлечет дополнительные траты средств, которыми располагают далеко не все региональные бюджеты.
Виктор ХАМРАЕВ