|
|
N°113, 30 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жесткий мех
Производители пушнины пытаются преодолеть кризис
Российская пушная отрасль, так и не успевшая за последние «тучные» годы встать на ноги, сейчас подсчитывает потери, понесенные в ходе нового экономического кризиса. Падение продаж на пушном рынке колеблется от 30 до 40% -- эти цифры одинаково касаются как западных, так и российских производителей. В декабре прошлого года, вскоре после начала кризиса, состоялся меховой аукцион, где российским производителям удалось продать лишь 10% своей продукции.
Советские показатели пушной отрасли, когда на международных аукционах продавалось порядка 4 млн шкурок русской норки, а в Лондоне работал собственный аукцион, кажутся сегодня недосягаемыми. Теперь 500 тыс. шкурок -- максимум, с которым выходит на мировой пушной рынок Россия. На всю страну уцелело лишь три десятка звероферм из 250 существовавших до распада Союза. Национальная ассоциация звероводов России, объединившая 27 пушных зверохозяйств, представляет их интересы в Министерстве сельского хозяйства как отрасли.
На днях члены Ассоциации звероводов на очередном съезде делились друг с другом опытом работы в условиях кризиса. Где-то пытаются экономить на энергии и оплате труда, где-то переходят на самостоятельную заготовку кормов (последнее экономит до 30% цены кормов). Есть хозяйства, где на время вынуждены сокращать поголовье. В один из дней участники съезда посетили зверохозяйство «Мелковское» в Тверской области -- там нашли методы эффективной работы даже в условиях кризиса. Десять лет назад «Мелковское» было признано банкротом и продано с открытых торгов. Уже через пять лет предприятие стало прибыльным благодаря нетрадиционной стратегии -- здесь решили осуществить своего рода «полный цикл», создав собственное швейное производство. Начинали с шапок, вскоре стали шить шубы, открыли собственный магазин. Соседство магистрали Москва--Петербург обеспечило близость к клиенту. Сейчас 50% выращенных в Мелкове шкурок идет в собственный пошив. Если цена только выделанной шкурки -- 70 руб., то она же в меховом изделии стоит уже 200 руб. В условиях кризиса «Мелковское» держится за счет своих шуб -- производство только шкурок стало убыточным. В прошлом году в сельском магазине при зверохозяйстве было продано 884 шубы, сейчас «Мелковское» планирует открыть меховой магазин уже в Москве. Но этот опыт скорее исключение, чем правило.
По словам исполнительного директора ассоциации Надежды Зубковой, пушное производство не в списке приоритетных в очереди на государственные субсидии. Однако от государства звероводческая отрасль ждет уже не столько финансовой поддержки, сколько законодательной и организационной. В ближайшее время будет разработана отраслевая программа, которую ассоциация представит в Минсельхоз.
На сегодняшний день зверохозяйства -- это разрозненные самостоятельные фермы, которые в одиночку выращивают, нередко сами же выделывают и сами продают шкурки (в то время как единственной задачей фермы всегда было лишь произвести шкурку). В результате на мировом рынке показать почти нечего. Президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов на съезде Ассоциации звероводов назвал каталог русской продукции на финском аукционе «стыдным», а русскую норку -- понятием нарицательным: «Русская норка -- дешевая норка». По его мнению, главная проблема российского пушного производителя не в качестве шкурки (оно высоко и сопоставимо с западным товаром), а в отсутствии механизма реализации, мониторинга и промоушена продукции, в отсутствии необходимой информации для переработчика, в скудном ассортименте (тем более, добавляет один из участников съезда, и «шьем мы не хуже, чем в Греции или Италии»). Если на стендах западных производителей представлено 8--10 тыс. образцов, то на отечественных площадках -- всего 300 шкурок.
Одна из задач ассоциации -- приведение продукции к единому стандарту. Размер выделанной в России норки отличается от принятых стандартов на Западе, и переработчику нужно приспосабливаться, менять технологию пошива, к чему он не готов. Российские звероводы еще не получили европейского сертификата АО, что требует переоснащения ферм, корректировки технологий производства.
Но главная проблема российских звероводов -- ввоз контрабандного меха. По последним данным, 40--45% меховых изделий пришло в Россию без уплаты пошлин. Опустить цены на свою пушнину до уровня контрабандного меха для производителей означает работать в убыток.
Александр ДАВЫДОВ