|
|
N°114, 01 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Док-шоу
В Петербурге завершился Международный военно-морской салон
В минувшее воскресенье петербуржцы и гости города одновременно узнали об окончании Международного военно-морского салона-2009. Об этом возвестили пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи". Их полет чуть было не отменили из-за пасмурной погоды. Но пилоты все-таки подняли в небо над акваторией Финского залива свои машины и показали целое шоу. Похожий на гром звук, который издавали двигатели истребителей, доносился до самых отдаленных районов северной столицы.
Участниками 4-го Международного военно-морского салона стали 350 предприятий из 28 стран. Правда, как рассказал "Времени новостей" генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев, в северную столицу России прибыли только 67 зарубежных компаний.
Если сравнивать этот салон с предыдущим, который проходил в Петербурге два года назад, практически ничего не изменилось -- на стендах представлены столько же стран и компаний. Одни эксперты пеняют на кризис, другие -- на то, что количество морских держав в мире ограничено. Тематика тоже мало изменилась: кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морская авиация, системы навигации и управления, инфраструктура обеспечения, новые материалы и технологии.
Одно из немногих отличий МВМС-2009 -- 40% российских предприятий представлены не самостоятельно, а в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая официально заработала с 1 апреля этого года.
Напомним, что 100% акций этого предприятия находятся в собственности государства. В состав ОСК, являющейся, по сути, управляющей компанией, входят ведущие проектно-конструкторские бюро, такие, как "ЦКБ "Рубин", "Северное ПКБ", "Малахит", "Алмаз", а также три дочерних холдинга: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток).
И конечно, именно к работе этой корпорации было приковано внимание сотен журналистов, прибывших на МВМС вместе с официальными делегациями из 47 стран. Поэтому на пресс-конференции топ-менеджеров этой корпорации яблоку было негде упасть.
С первых же слов первого вице-президента ОСК Юрия Цветкова стало ясно, что холдинг намерен продолжать поглощение российских судостроительных предприятий. Он рассказал, что в состав ОСК в ближайшее время будут включены предприятия Южного и Приволжского округов. Руководитель департамента перспективного развития ОСК Валерий Венков уточнил: "Мы рассматриваем три варианта. Первый предполагает включить в состав корпорации 13 конструкторских бюро и предприятий, второй -- 16, а третий -- 20. Совершенно точно в наше управление перейдут государственные пакеты акций астраханского завода "Лотос", Московского судостроительного и судоремонтного завода, Туапсинского судоремонтного завода, Новороссийского судоремонтного завода, Морского судостроительного завода имени Карла Маркса (Астрахань), а также нескольких небольших предприятий, находящихся в государственной собственности".
Кроме этого Юрий Цветков рассказал "Времени новостей", что в сентябре планируется завершить процедуру присоединения четырех судоремонтных заводов Минобороны: "Предполагалось, что они войдут в корпорацию с самого начала. Но их экономическое положение было настолько катастрофическим, что сначала пришлось проводить процедуры финансового оздоровления. Сейчас этот процесс уже закончился. Начинается их акционирование".
Далее речь пошла о создании новых предприятий. И одним из первых будет верфь в Кронштадте по строительству судов для обслуживания континентального шельфа. Как пояснил "Времени новостей" руководитель проекта научно-технических разработок ОСК Игорь Захаров, создание флота специализированных судов для освоения Арктики предусмотрено федеральной целевой программой развития судостроения России: "Разработка континентального шельфа -- стратегическая задача. Переговоры о строительстве нового флота, в частности для транспортировки углеводородов со Штокмановского газоконденсатного месторождения, только ведутся. Сейчас идут проектные работы. Проект верфи в Кронштадте уже создан. И этот завод будет первым".
Дело в том, что строить его будут не с нуля. Базой нового предприятия станут мощности гражданского судостроения "Адмиралтейских верфей", которые перенесут из центра Петербурга в Кронштадт. Все это прописано в проекте, разработанном Центральным научно-исследовательским институтом технологии судостроения. Там будет крытый док длиной 600 м, сборочно-сварочное производство, корпусообрабатывающий и покрасочный цехи. Подробной разработкой верфи займутся представители Южной Кореи, опережающей Россию в кораблестроении. Они же будут проводить изыскательские работы. Реализация этих планов обойдется в 65 млрд руб., которые предполагается взять в кредит. По предварительным прикидкам, новый завод заработает в 2014--2015 годах.
Как рассказал "Времени новостей" вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, в июле правительство северной столицы примет решение об отводе земли в Кронштадте.
Но это лишь радужные планы. Пока корпорация сталкивается с серьезной проблемой кадрового голода. На предприятиях ОСК почти нет молодых специалистов, а именно, как пояснил Игорь Захаров, сотрудников в возрасте 30--50 лет. Вызывает беспокойство и квалификация кадров. "Поэтому, -- говорит г-н Захаров, -- планируется начать массовый набор выпускников технических училищ и вузов. Но для этого придется ввести систему кратковременного обучения. Хотя я сомневаюсь в эффективности таких образовательных программ. Мне кажется, что необходимо создать условия для привлечения, но не для возвращения интеллектуального потенциала из-за рубежа".
Сейчас же ОСК нужны заказы, которых пока очень мало. Ведь те проекты и корабли, которые демонстрируются корпорацией на МВМС -- неатомные подводные лодки (НАПЛ) СПМБМ "Малахит", ракетно-торпедные НАПЛ ЦКБ "Рубин", сторожевой корабль проекта 20382 ЦМКБ "Алмаз", малый артиллерийский корабль проекта 21632 Зеленодольского ПКБ, -- начали создаваться еще до появления ОСК.
Также корпорации нужны средства для развития, ведь 8 млрд руб., выделенных в этом году ОСК государством по лизингу, не хватит на реализацию столь грандиозных планов.
Как пояснил "Времени новостей" заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Анатолий Котов, место для салона выбрано не случайно: "Почти треть представленных на салоне предприятий -- петербургские компании".
В целом салон признан успешным. Не из-за статуса организаторов (ими стали Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, правительство Санкт-Петербурга, ФГУП "Рособоронэкспорт") и не из-за громких фамилий их представителей. Просто в течение пяти дней павильоны "Ленэкспо" выглядели оазисом на фоне всеобщего кризиса. Каждый производитель, каждое КБ представляли новые современные разработки. Увы, подавляющее большинство не запущено в производство и пока лежит мертвым грузом.
Как заявил "Времени новостей" начальник департамента ВМФ ФГУП "Рособоронэкспорт" Олег Азизов, предприятие ведет плановую работу: "Я уже говорил на открытии МВМС-2009, что мы к этому мероприятию специально не готовились. Поэтому в рамках салона ничего не подписывали. Торговля же идет. Правда, основная масса -- это авиация и средства ПВО. Увеличивать объемы продаж военно-морской техники мы планируем через пять лет. Российские предприятия уже выполняют наши заказы -- дизель-электрические подводные лодки для Индии, патрульные катера для Вьетнама".
Генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко чувствовал себя одним из героев салона, поскольку разработанные "Алмазом" десантный корабль на воздушной подушке "Мордовия" (проект 12 322) и корвет "Стерегущий" (проект 20 380) произвели впечатление на потенциальных заказчиков. "Мы показали, что "Стерегущий" не просто корвет, а платформа, на которую можно ставить любое вооружение для любых целей. Мы провели переговоры с 17 делегациями из разных стран. Но никаких контрактов не заключили. Поскольку все подобного рода договоры идут через "Рособоронэкспорт". Тем не менее мне по-настоящему грустно, что салон закончил свою работу", -- сказал он "Времени новостей".
Остались довольны и зарубежные участники. Как рассказал "Времени новостей" советник группы компаний "Сафран" (Франция) в России Жан-Пьер Колен, это была хорошая возможность представить совместные разработки на широкое обозрение: "Мы производим навигационное оборудование для "Сухого", для "Микояна". И планы у нас большие. Жаль, что времени было мало".
Генеральный директор ЗАО "Морской салон" Михаил Золотарев посоветовал участникам не падать духом: "Мы потратили на проведение всех мероприятий порядка 70 млн руб. и не жалеем об этом. Салон состоялся, он стал традицией. И мы уже определили дату проведения следующего салона. МВМС-2011 пройдет через два года-- с 29 июня по 3 июля".
А главком ВМФ России Владимир Высоцкий напоследок обещал журналистам, что на МВМС-2011 будут представлены новейшие образцы техники и, возможно, те проекты, о которых удалось договориться на нынешнем салоне. Кстати, на МВМС-2009 встретились главкомы военно-морских сил восьми стран.
К сожалению, военные и коммерсанты держат результаты своих переговоров в тайне -- лишь уклончиво обещают, что когда-нибудь о них станет известно.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург