Время новостей
     N°112, 29 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2009
Я люблю тебя, лодочник!
Впервые женщина сдала экзамены на права вождения гондолы
23-летняя итальянка Джорджия Босколо получила лицензию гондольера в специальной школе, что раньше не удавалось ни одной даме, сообщает Lenta.ru. Правда, весной этого года в Венеции все же появилась первая женщин-гондольер. Однако 42-летняя Александра Хай добилась получения лицензии через суд. А Джорджия Босколо сдала экзамены, необходимые для вождения плавсредства (управление гондолой, история Венеции и иностранный язык) наравне с мужчинами. Александре Хай это удалось лишь с третьей попытки. Кроме того, она не подходила под важный критерий настоящего гондольера -- не умела петь. Но главное, на что делала упор Ассоциация итальянских гондольеров, отказываясь брать Хай в свои ряды, что с момента создания ассоциации, с 1094 года, гондольерами не были ни девушки, ни иностранцы. В итоге только судебное разбирательство помогло ей обзавестись корочкой лодочника.

Г-жу Босколо немилость 425 суровых гондольеров из ассоциации миновала. Джорджия давно и много работала для получения этого статуса. С детства она прониклась романтикой ремесла венецианского лодочника. Ее отец Данте -- гондольер. Он, кстати, тоже убежден, что не женское это дело -- гондолой управлять. Не отступился от этого мнения отец и после успеха дочери, что не мешает ему гордиться своей наследницей. Ведь она с честью прошла все испытания и осталась единственной женщиной, окончившей курс. Кроме г-жи Босколо в потоке было еще две претендентки.

Требования к гондольерам в городе на воде очень серьезны. Во-первых, нужно пройти специальный девятимесячный курс. За это время студенты должны не только научиться управлять своей лодкой, но и сдать тесты по английскому языку, знанию географии Венеции и морскому праву. При условии успешной сдачи выдается лицензия. Можно, конечно, согласно некоторым источникам, попробовать получить пресловутую лицензию "с улицы". Но стоит это удовольствие очень недешево.

Во-вторых, сертифицированный гондольер должен пройти практический курс. Это испытание еще ждет Джорджию Босколо.

В-третьих, в дальнейшей работе гондольер обязан соблюдать старинные традиции цеха, иначе можно потерять лицензию. Гондольеры постоянно нарушают это правило, а Ассоциация гондольеров пытается наставить их на путь истинный. В 2006 году ассоциация развернула кампанию по борьбе с дурным вкусом, пишет газета Times. Была составлена специальная инструкция для владельцев гондол. Согласно этой директиве, традиционная венецианская лодка должна быть черного цвета без украшений, а ее кожаные сиденья -- однотонных темных оттенков. Именно в таком виде сохранялась гондола с XVI до начала XXI века.

Но нынешние лодочники рядят гондолы как новогодние елки, дабы заманить клиентов. В ход идут мигающие лампочки, флюоресцентные рисунки, плюшевые подушечки, золотые покрывала. Видя такое безобразие, глава Ассоциации гондольеров Роберто Лупи негодует, утверждая, что попытки привлечь туристов зашли слишком далеко. «Мы должны напомнить всем, что мы в Венеции, а не в Лас-Вегасе!" -- заявлял он в интервью газете Times.

Кроме того, гондольеры вместо баркарол и гондольер -- традиционных песен, порой исполняют популярные. Ассоциации категорически не нравится неаполитанская ария O Sole Mio взамен канонических песен, поэтому она попросила гондольеров воздерживаться от популярных песен во время катания туристов. Часто гондольеры не соблюдают и дресс-код, вместо традиционных костюмов XVIII века одеваясь кто во что горазд.

Такая вольница не по вкусу женщинам-гондольерам. Александра Хай в одном интервью сетовала на нарушения у коллег, ведь сама она следовала всем пунктам кодекса.

Негодуют на поведение гондольеров и сами клиенты, туристы. Они рассказывают, что гондольеры сажают на свои грязные лодки вместо положенных по технике безопасности троих шесть пассажиров и берут с каждого по 55 евро за 40-минутную поездку, хотя катают гораздо меньше обещанного времени.

Позволить себе подобные отступления гондольеры могут потому, что профессия эта -- редчайшая и востребованная. Сегодня в Венеции менее 500 гондольеров у весла, в то время как без гондол городу не обойтись. Любой колесный транспорт, в том числе велосипед, запрещен, но он и не нужен -- по Венеции нужно плавать, а не ездить или ходить. Государственный водный транспорт на дизельном топливе существует давно, но водные таксисты просто подвозят клиентов, они не носят тельняшек и не поют оперные арии, как гондольеры.

Поэтому неудивительно, что в ряды гондольеров рвутся женщины. Их, видимо, манит не только романтика, но также престиж и доходность древнего и почтенного ремесла.

Дарья ЛУГАНСКАЯ