|
|
N°146, 13 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ползучее двоевластие
Сербские демократы попали в ловушку
В Югославии назревает очередной кризис. Социалистическая партия Сербии во главе со Слободаном Милошевичем отказалась от проведения досрочных парламентских выборов и формирования правительства переходного периода в Сербии. Новый президент Югославии Воислав Коштуница и демократические силы, которые он представляет, оказались в сложном положении. Его власть и власть федерального правительства, которое находится в стадии формирования, достаточно ограничены. Под его контролем -- внешняя политика, финансы и оборона, все же остальное, в том числе силы безопасности, остаются в руках лояльных социалистам сербских властей. Военная разведка по-прежнему прослушивает все разговоры Коштуницы и других руководителей оппозиции и докладывает Милошевичу.
Новой демократической власти в таких условиях «приходится импровизировать», говорит вашему корреспонденту Владета Янкович, член созданного демократами Кризисного штаба и партийный заместитель Коштуницы. «Реально страной управляет Коштуница и Кризисный штаб. И некоторые представители той власти, которым мы позволили остаться. Они, например, работают в правлении Национального банка. Правда, Коштуница выдвинул условие -- все свои решения они должны принимать вместе с нашими экспертами. Также в правительстве работает принадлежащий к социалистической партии министр иностранных дел. Но вместо того чтобы идти на встречу с Ведрином -- тот ему просто руки не подаст, он остается в министерстве. Читать газеты».
По словам бывших оппозиционных экономистов группы «Г-17 плюс» (демократы прочат их в «правительство-экспертов»), двоевластие сохраняется и на уровне предприятий, «но у старых управляющих уже нет решающего голоса -- они нам сейчас нужны только как советники».
Правда, сторонники Милошевича постепенно теряют свои посты. Лишились кресел такие знаковые фигуры, как федеральный премьер Момир Булатович и влиятельный министр внутренних дел Влайко Стоилькович (он в Гааге значится как военный преступник).
Руководство предприятий, государственных институтов, которыми управляли до недавнего времени люди режима, либо само уходит в отставку, либо его вынуждают к этому служащие. «Может, это и незаконно, -- говорит представитель «Г-17», -- но это решают сами люди, в стране сейчас такая ситуация. Однако мы ни в коем случае не поддерживаем насилие».
Демократов критикует Вук Драшкович, лидер Сербского движения обновления, от прежнего влияния которого осталась, наверное, лишь картина в его офисе -- бывший «король улиц» в белом плаще с развивающимися волосами возвышается над огромной толпой. Драшкович заявил, что отдельные группы объявляют себя кризисными управляющими и с помощью мафии, которая быстро перебежала от Милошевича на другую сторону, вершат самосуд и грабят. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» советник Драшковича Огнен Прибичевич, «в некоторых случаях Кризисный штаб действительно ведет себя странно. Например, история с начальником таможни. Джинджич предложил на место старого начальника своего протеже. Потом выяснилось, что у этого человека -- сеть магазинов Duty free на границе. Через несколько дней его сместили».
С Драшковичем согласны и некоторые активисты бывшей оппозиционной студенческой организации «Отпор», которые помогли Коштунице прийти к власти: «Демократы ведут себя сейчас как партизаны после второй мировой войны. Одних смещают, других назначают, и очень часто их назначенцы -- люди с далеко не лучшей в Сербии репутацией».
Елена ЕГЕРЕВА, Белград