|
|
N°112, 29 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подрывная социология
Большинство нижегородцев хотят национализации ГАЗа
Больше половины жителей Нижегородской области считают, что Горьковский автомобильный завод должен быть национализирован. Такие данные получены в результате социологического опроса местного фонда "Открытая социология". Обнародование этих данных вызвало бурную реакцию руководства группы ГАЗ (принадлежит холдингу "Базовый элемент" Олега Дерипаски), которое стало апеллировать к партийной совести организаторов опроса. Оно обратилось в нижегородское региональное отделение партии "Единая Россия" с просьбой дать оценку социологическому исследованию, которое организовал депутат законодательного собрания Нижегородской области Сергей Красиков.
На вопрос "Как, по вашему мнению, следует поступить с автозаводом?" 53% респондентов ответили, что ГАЗ надо вернуть государству, 21,9% полагают, что государству нужно оказать владельцам автозавода финансовую помощь, 7% нижегородцев считают, что ГАЗ надо закрывать постепенно, а 6,5% -- закрыть сразу, поскольку "все равно его автомобили никому не нужны". 87,1% респондентов сочувствуют уволенным сотрудникам завода, а 6,5% равнодушны к данной проблеме. 36% опрашиваемых считают, что сборка на ГАЗе автомобилей Opel (если сделка с участием Сбербанка и канадского концерна Magna состоится) сможет "спасти завод", а 25,5% уверены, что этой сделкой владельцы Горьковского завода пытаются увести средства за рубеж. В социологическом исследовании нижегородского фонда "Открытая социология" приняли участие 1200 жителей региона.
Обнародование данных соцопроса -- тема для региона очень горячая. Например, группа ГАЗ недавно уведомила службу занятости о сокращении с 1 июля очередной партии работников Горьковского автозавода -- на этот раз 5,5 тыс. человек. До кризиса на Горьковском автозаводе работало около 40 тыс. человек. Однако с сентября 2008 по апрель 2009 года с предприятий ГАЗа было уволено 10 тыс. 700 человек. Из них около 2 тыс. сотрудников -- по официальному сокращению, остальные -- через другие формы высвобождения.
Автозаводский район Нижнего Новгорода, и до кризиса остававшийся наиболее криминогенным в городе, сегодня лидирует в милицейских сводках о совершенных преступлениях, что связывается с нестабильной работой ГАЗа и массовыми сокращениями персонала. Однако руководство компании восприняло социологические данные в штыки.
По мнению начальника управления по работе со СМИ УК группы ГАЗ Олега Гамова, «это необъективное исследование с заранее предсказуемым негативным результатом -- вопросами, заряженными на полученные ответы». «Респондентам совсем не предлагали конструктивных вариантов ответов, а между тем они есть у менеджмента ГАЗа, -- сообщил Олег Гамов. -- Это реструктуризация задолженности, выпуск новых моделей автомобилей и реализация антикризисной программы, признанной федеральными властями одной из лучших в стране».
Олег Гамов отметил, что мог бы понять проведение подобных исследований независимыми экспертами либо представителями оппозиционных политических партий, однако "Сергей Красиков является членом партии "Единая Россия", партии власти". Г-н Гамов сообщил, что руководство группы ГАЗ отправило по месту основной работы Сергея Красикова -- в страховую компанию -- запрос о том, насколько соответствует род занятий депутата его деятельности в фонде "Открытая социология". Кроме того, группа ГАЗ обратилась в правоохранительные органы с просьбой дать оценку правовому статусу фонда, проводившего исследование.
Олег Гамов отметил, что каждое заявление государственных чиновников, депутатов и экспертов оказывает влияние на работу Горьковского автозавода. «Как только кто-либо делает негативные высказывания, у компании срывается заключение договоров, падают объемы производства, сокращается потребность в сотрудниках, и возникает замкнутый круг», -- пояснил он.
Тем не менее местные депутаты, в том числе от партии власти, считают, что менеджмент ГАЗа, мягко говоря, небезупречен. Например, председатель комитета по бюджету и налогам законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов полагает, что менеджмент группы ГАЗ допустил ряд ошибок. А именно: неправильным было перенесение задолженности «Базового элемента» в размере 30 млрд руб. на Нижегородскую область и распределение долгов между ОАО "ГАЗ" и смежными предприятиями, которых в регионе насчитывается более ста. Другой народный избранник Игорь Донато недоволен тем, что руководство группы ГАЗ не смогло пролоббировать выигрыш тендера Минздравсоцразвития РФ на поставку государству автомобилей скорой помощи, в результате чего Горьковский автозавод потерял важный антикризисный заказ.
Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород