|
|
N°112, 29 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фашисты, эмигранты и умалишенные
На ММКФ закончился показ конкурсной программы
Победители ММКФ еще не названы, но некоторые выводы сделать уже можно. Если в прошлом году основной линией конкурса была несколько бессильная человечность, усталый гуманизм, то теперь, без всякого сомнения, -- «мрачность». Можно было бы увидеть тут шаг вперед, желание отборочной комиссии работать с проблемными зонами, но мрачность эта, к сожалению, довольно пустая, не доходящая (за исключением, конечно, «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой) ни до глубины анализа, ни до высоты трагизма. Ее хватает только на индексирование: «смотрите -- плохо».
Таковы грузинский детектив «Посредник» и израильская драма «Муки в огне», о которых мы уже писали. Таков интересный, но неудавшийся эксперимент -- «Палата №6» Карена Шахназарова, попытка при помощи квазидокументальной манеры соскоблить хрестоматийный глянец с классической повести Чехова. Фильм снят ручной камерой, в настоящей психбольнице, в основном как интервью с героями. Чеховский текст почти не изменен, но действие перенесено в наши дни. Поначалу эксперимент захватывает, но к середине оказывается, что вместо достоверности документального кино, в «Палате №6» -- привычная в нем размывающая болтовня и неумение избежать лишнего. В попытке модернизации начисто теряется отточенность повести, а вместе с ней -- чеховские ироничность и трепетность.
Душевнобольные, как, видимо, самый простой знак того, что в мире что-то не в порядке, присутствуют в половине фильмов конкурса. «Как велит Бог», новая картина известного итальянца Габриэле Сальватореса -- формально провокативная, но совершенно беззубая драма про доброго фашиста. Рино ненавидит эмигрантов, избивает женщин и проповедует скорую расправу над враждебными элементами. Для любимого сына он устраивает нечто вроде домашнего гитлерюгенда, и Кристиано, в отличие от большинства сверстников, растет очень почтительным ребенком. Еще Рино -- единственный друг сумасшедшего по прозвищу Четыре Сыра. Однажды Четыре Сыра пытается изнасиловать и случайно убивает одноклассницу Кристиано, напомнившую ему любимую порнозвезду. Насильник убегает в смятении, а приехавшего по его звонку Рино хватает сердечный удар. Он остается лежать без сознания на месте преступления, жертвенно принимая на себя вину, и Кристиано приходится разбираться с тем, что его идеальный отец -- по всей видимости, насильник и убийца. Фильм поставлен по роману довольно модного в Италии писателя Николо Аммонити, специалиста по ковырянию социальных язв не без помощи религиозного инструментария (по другому его роману Сальваторес прежде поставил фильм «Я не боюсь»). Но если у Аммонити, при небольшой глубине, есть все же сила бескомпромиссности, то от фильма возникает ощущение, что режиссеру «и хочется, и колется», а потому он отказывается говорить на заявленную тему (что разговор о «хорошем фашисте» возможен, доказывает хотя бы классический «Люсьен Лакомб» Луи Маля) и сводит все в конце концов к банальной мелодраме.
Такой же в целом бессильной мрачностью отличается и более симпатичная картина -- «Раки» Ивана Черкелова. Самым заметным событием прошлогодней конкурсной программы был болгарский нео-нуар «Дзифт». «Раков» можно было бы назвать своеобразным «эхом «Дзифта»». Это вялотекущий нуар, прикрывающийся меланхолической комедией. Два закадычных друга, Дока и Бонзо, ловят раков, пьют и живут без всякого смысла и упрека. В это время в столице мафиозная шишка придумывает проверить своего ненадежного товарища и для того поручает перегнать из провинции пустой микроавтобус. Тот покупается и решает машину перехватить. В поисках легких денег Дока и Бонзо случайно нанимаются к двум мафиози и оказываются по разные стороны баррикад, о чем сами не подозревают. Уровнем «Дзифта» тут и не пахнет, но за включением «Раков» в конкурс можно увидеть интересную попытку сделать болгарский нуар одним из трендов ММКФ.
У прошлогоднего лауреата «Золотого Георгия», иранского фильма «Проще простого», тоже есть в нынешней программе младший брат. «Проше простого» рассказывал об обыкновенном дне обыкновенной иранской женщины. «Биби» Хассана Ектапанаха кажется буквальным продолжением той картины. Главная героиня -- пожилая иранка, прожившая много лет в Ираке, а затем депортированная на родину. Там она пьет чай, смотрит по телевизору Хичкока и готовится к смерти, лелея единственную мечту -- быть похороненной в нормальной могиле, чтобы ее могла найти вернувшаяся из Ирака дочь. Это не так-то просто, потому что у Биби нет ни единого документа, удостоверяющего ее личность. Несмотря на всю простоту, тут есть тихий трагизм, и «Биби» -- картина на порядок лучше, чем «Проще простого», но давать два года подряд «Георгия» двум очень похожим фильмам было бы странно. Кажется, иранское камерное кино -- одна из немногих альтернатив, которую находит отборочная комиссия ММКФ для бессильной мрачности. Иранские кинематографисты рассказывают о самых элементарных, «нормальных» вещах, несколько остраняемых абсурдностью (на взгляд европейца!) иранского сверхрегламентированного образа жизни и от этого становящихся интересными.
Российский фильм "Петя по дороге в Царствие Небесное" Николая Досталя получил главный приз 31-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) -- золотого "Святого Георгия", сообщает ИТАР-ТАСС. Спецприз ММКФ получила российская картина "Чудо" Александра Прошкина. Лучшим режиссером на Московском кинофестивале названа мексиканка Мариана Ченильо, снявшая фильм "Пять дней без Норы". Приз за лучшую женскую роль вручен молодой актрисе Елене Костюк, сыгравшей в картине Киры Муратовой "Мелодия для шарманки", а приз за лучшую мужскую роль получил Владимир Ильин за работу в фильме Карена Шахназарова "Палата номер шесть". Приз ММКФ "За вклад в мировой кинематограф" вручен режиссеру Резо Чхеидзе. В конкурсе экспериментального авторского кино "Перспективы" приз получила грузинская картина "Зона конфликта".
Игорь ГУЛИН