|
|
N°88, 21 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скалу рвут на части
Война за «испанское наследство» продолжается на Гибралтаре
В эти дни в Лондоне может наконец решиться судьба Гибралтара. Это основная тема в повестке дня встречи премьеров Британии и Испании Тони Блэра и Хосе-Марии Аснара. Мадрид и Лондон уже более трех веков не могут поделить небольшую, но стратегически важную скалу у входа в Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
Во время предыдущих встреч стороны установили крайний срок -- договор о намерениях должен быть подписан к лету. В этом стремлении их поддерживают остальные члены Евросоюза, а также партнеры по НАТО. Поставить точку в многовековом споре торопятся и испанцы, и британцы, но прорыва на нынешнем этапе не будет. Об этом заявил еще до начала переговоров официальный представитель канцелярии британского правительства.
Гибралтар, в старину известный как один из Геркулесовых столбов, является «скалой раздора» между Испанией и Великобританией с 1704 года, когда в ходе англо-испанской войны британцы захватили его и превратили в свою военно-морскую базу. В 1713 году положение было закреплено Утрехтским договором, который подвел черту под войной за Испанское наследство. Со временем Гибралтар фактически стал уникальной европейской колонией Англии. С тех пор между испанцами и британцами не прекращаются дипломатические сражения за Скалу.
Гибралтар возвышается над испанской автономной областью Андалусия неким полуостровом высотой в 425 метров. Площадь колонии около 7 кв. км, на которых живут 30 тыс. гибралтарцев или льянитос, как они сами себя любят называть. Уровень жизни здесь в три раза выше, чем у соседей в испанской Андалусии, и менять что-либо льянитос не очень-то и хотят. На референдуме в 1967 году большинство однозначно высказалось за сохранение статус-кво. Это, однако, не устраивает Испанию, да и большинство стран Евросоюза, которые считают, что благополучие Скалы обеспечивается криминальным бизнесом -- речь идет о контрабанде, наркотрафике и отмывании денег тысячами сомнительных компаний со всего мира. Ряд авторитетных экспертов Евросоюза называют Гибралтар «гнездом международного криминала», на территории которого не действуют некоторые законы ЕС.
В решении судьбы последней британской колонии свое слово должна сказать и «третья сторона» -- у Гибралтара есть правительство, которое возглавляет главный министр Питер Каруана. Недавно он обратился к ООН с просьбой о поддержке и защите стремления гибралтарцев жить так, как они сами того желают. Каруана заявил, что его кабинет подготовил пакет конституционных реформ и собирается обсудить с Лондоном пути деколонизации и самоопределения Скалы. Понятно, что главный министр не прочь стать первым президентом крошечного, но богатого государства (помимо всего прочего Гибралтар -- популярный офшор). Испанцы же хотят вернуть себе историческую территорию, обещая льянитос широкую автономию. А британцы скорее всего будут настаивать на поэтапном возвращении Скалы под суверенитет Мадрида и предложат долгий переходный период совместного управления анклавом.
Александр МОИСЕЕВ, Мадрид--Москва