Время новостей
     N°111, 26 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2009
Столичному метро по пути с «Мосгортрансом»
Мэрия хочет создать единую транспортную корпорацию
Руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи вчера выдвинул идею объединить два главных крупнейших транспортных предприятия столицы -- ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен». По замыслу автора проекта, создание новой компании позволило бы отказаться от повышения стоимости проезда в общественном транспорте Москвы.

Г-н Кичеджи подчеркнул, что пока не обсуждал инициативу ни с кем, кроме мэра Москвы Юрия Лужкова. Начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев вчера подтвердил, что впервые слышит об этом предложении. По сути идеи он смог отметить лишь, что «это сложный вопрос». Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев высказался гораздо жестче и определеннее: он назвал предложение г-на Кичеджи «странным и утопичным».

«Я буду предлагать правительству объединить «Мосгортранс» и метрополитен в одну большую государственную корпорацию с уставным капиталом 50 млрд долл.», -- сказал вчера г-н Кичеджи журналистам. Корпорация могла бы привлечь средства путем размещения части своих акций на свободном рынке. «Только размещение на рынке 10% акций объединенной компании даст инвестиции в размере минимум 5 млрд долл.», -- подсчитал г-н Кичеджи. Он добавил, что хорошо было бы передать в ведение новой корпорации и пригородные электрички. Однако, глядя на вещи реально, признал, что с пригородными поездами ничего не получится, так как этот вид транспорта в СССР и постсоветской России «традиционно» развивался отдельно от городского.

Руководитель департамента признался, что до сих пор не излагал эту идею никому, кроме Юрия Лужкова. «Он выслушал, не возразил и сказал мне, что это предмет для обсуждения», -- сообщил г-н Кичеджи. Чиновник допустил, что у идеи «наверное, будут серьезные противники». Вчера основные заинтересованные лица старались не выдавать своего отношения к новой московской инициативе, возможно, потому, что предложение г-на Кичеджи застало их врасплох. "Первый раз об этом слышу. Каких-то консультаций со мной или моими сотрудниками не проводилось", -- сказал г-н Гаев агентству Интерфакс. "Мне думается, что это сложный вопрос, -- добавил начальник метрополитена, -- он имеет право на обсуждение, но деталей я не знаю». Марта Здановская, пресс-секретарь Федерального агентства железнодорожного транспорта («Росжелдор»), в компетенции которого находятся отечественные метрополитены, в беседе с «Временем новостей» не смогла сформулировать позицию этого ведомства.

Зато свое мнение по этому поводу выразительно изложил агентству Интерфакс председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Он счел инициативу г-на Кичеджи «достаточно странной и утопичной идеей популистского свойства». Сомнение у депутата вызвал и размер уставного капитала будущей объединенной корпорации в 50 млрд долл. «Если это оценка активов, то ее надо компетентно проверить», -- подчеркнул г-н Шишкарев. В поддержку предложению г-на Кичеджи можно отметить, что, например, в Париже и Лондоне действуют транспортные администрации, объединяющие в единый комплекс все виды общественного транспорта, от автобусов до метро и пригородных электричек. Между тем в современных российских условиях трудно объективно оценить жизнеспособность объединения московского транспорта под одной административной крышей, так как ни «Мосгортранс», ни Московский метрополитен, будучи ГУПами, не публикуют исчерпывающей финансовой информации. Из ежегодных отчетов, которые метрополитен вывешивает на своем сайте, можно узнать, сколько квадратных метров его поверхности было в отчетный период облицовано мрамором. Но абсолютных данных о выручке, прибылях и убытках там нет. По итогам 2008 года сообщается лишь, как распределились доходы метро из разных источников: 63,9% получено от продажи билетов, 31,7% -- субсидии за перевозку «льготников», 4,4% -- от коммерческой и иной побочной деятельности. С другой стороны, сообщается, что в прошлом году на строительство московского метро было потрачено 41 576 млн руб. из городского бюджета и 3235,9 млн руб. -- из федерального.

Михаил КУКУШКИН