|
|
N°115, 02 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
России не страшны северокорейские ракеты
Напряженная ситуация, сложившаяся вокруг Северной Кореи, это надолго. Гонка вооружений в регионе теперь неизбежна с упором на создание национальных и региональных систем противоракетной обороны. Ускорятся процессы консолидации в регионе альянсов и военно-политических структур во главе с США. При участии, конечно же, их близких партнеров -- Японии, Австралии, Южной Кореи. Северокорейский опыт по части ядерных разработок может оказаться заразительным для других малых стран региона и за его пределами. Их немало, желающих встать на путь укрепления своего военного потенциала за счет развития ракетно-ядерного компонента.
Эскалация напряженности в регионе последовала после запуска Северной Кореей 5 апреля ракеты дальнего радиуса действия и проведения 25 мая ядерного испытания. В ответ 12 июня последовала «карательная» резолюция №1874 Совета Безопасности ООН. Какие долгосрочные последствия все это будет иметь для обстановки в Северо-Восточной Азии?
Показательны действия Сеула, который стал требовать от Вашингтона письменных гарантий о распространении на Южную Корею стратегии «расширенного ядерного сдерживания», проще говоря, «ядерного зонтика» по образцу того, как этот вопрос был решен между США и Японией. Американцы после недолгих колебаний пошли союзнику навстречу и зафиксировали эти обязательства в совместном заявлении по итогам визита президента Южной Кореи Ли Мен Бака в Вашингтон 16 июня. Последует ли за этим возвращение в Южную Корею ранее выведенной оттуда американской ядерной инфраструктуры?
Как видим, руководство Северной Кореи при проведении своей, мягко говоря, авантюристической линии добилось как минимум одного явного результата: оно настроило против себя подавляющую часть международного сообщества и добилось почти полной своей изоляции от внешнего мира. Возможно, Пхеньян пытался потрясти воображение соседей своими военными возможностями и хотел тем самым вовлечь США в двусторонние переговоры. Но такая логика на этот раз не сработала, напротив, вызвала отторжение. Свидетельство тому -- резолюция Совбеза ООН №1874.
Работа над проектом этого документа шла долго. Но сторонники жесткой линии (США, Япония, Южная Корея, ряд европейских стран) и традиционные «друзья» КНДР в лице Китая и России разошлись на этот раз лишь в тактике. Единственное серьезное условие Москвы и Пекина состояло в том, чтобы резолюция не давала карт-бланш для применения в отношении Пхеньяна силовых сценариев. Россия и Китай настаивают, чтобы проблемы этого региона решались политико-дипломатическими средствами.
По существу же все члены Совбеза ООН сошлись на том, что надо решительно и эффективно ответить на вызывающие и провокационные действия Северной Кореи. Поэтому резолюция была наполнена широким пакетом санкций -- от военных до финансовых.
Парадокс заключается в том, что в одном важнейшем вопросе крайние антагонисты -- США и КНДР -- придерживаются схожих позиций: шестисторонние переговоры по ядерному урегулированию в Корее «мертвы» и возможность их реанимации пока не просматривается. Речь идет о переговорах, в которых участвуют два корейских государства, Китай, Россия, США и Япония.
Северная Корея говорит, что никогда не откажется от своих ядерных сил сдерживания, а перед лицом военной угрозы США даже будет «наращивать свой оборонный ядерный потенциал». Уже сейчас идут сообщения, что наряду с существующей плутониевой программой Северная Корея приступает к работам по обогащению урана, которая, правда, увязывается не столько с военными задачами, сколько с планами создания собственного реактора на легкой воде и обеспечения его ядерным топливом.
В Вашингтоне же считают приоритетной задачей не поиск путей возобновления переговоров, а скрупулезное выполнение положений резолюции 1874, прежде всего в части перекрытия всех каналов нелегальных финансовых трансакций в Северную Корею и недопущения поставок туда и оттуда товаров, материалов и технологий, запрещенных решениями ООН.
Но опасность кроется в том, что в резолюции идет речь и о принудительном досмотре северокорейских судов в открытом море. Формально документ Совбеза ООН предусматривает возможность досмотра лишь с согласия капитана и судовладельца. Но ведь известно, что международное право далеко не всегда воспринимается в США в качестве «священной коровы». А так можно дойти и до конфликта между двумя странами в водах Мирового океана, причем с далеко идущими последствиями, учитывая решимость КНДР пойти на крайние меры в отстаивании своего суверенитета.
В американском истеблишменте вызревает мнение о том, что с представителями северокорейских властей «каши не сваришь» и незачем понапрасну расточать усилия. Американские политологи все чаще рассуждают о необходимости плана действий на случай обвала северокорейского режима и установления в таком случае «внешнего контроля» над ситуацией. Одна из целей -- недопущение утечек из этой страны ядерных, химических и иных опасных материалов. Вывод напрашивается один: США не хотят более иметь дела с северокорейским лидером Ким Чен Иром и связывают перспективы распутывания корейского узла со сменой руководства, а еще лучше -- политического строя в КНДР.
Между двумя крайними подходами Пхеньяна и Вашингтона существуют другие точки зрения. Южная Корея, например, добивается продолжения обсуждения ядерной повестки -- хотя и не в шестистороннем, а в пятистороннем формате с «приоткрытой дверью» для КНДР. Согласно этим планам, «пятерке» предстоит выработать согласованный пакет политических и экономических стимулов для Пхеньяна в обмен на его отказ от ядерного оружия. Эта задумка выглядит более привлекательной на фоне формирующихся в США негативистских воззрений, но она малореалистична на практике.
Пока своего слова не сказали китайцы, которые в присущей им манере не торопятся «бросать слов на ветер», приглядываясь к развитию обстановки. Пекин как устроитель шестисторонних переговоров приложил больше всех усилий для того, чтобы этот механизм заработал, и не хочет, чтобы его многолетняя кропотливая работа пошла насмарку.
Для России ситуация вовсе не столь драматична, как это пытаются представить некоторые комментаторы. В рамках шестистороннего процесса Москва в полном объеме выполняла свои обязательства, выдвигала востребованные идеи относительно комплексного подхода к решению ядерной проблемы и «подставляла плечо» партнерам, когда диалог по тем или иным причинам начинал буксовать. Досадно, конечно, что переговорный процесс рухнул. Но нашей вины в этом нет, и международный престиж страны не пострадал. В этой обстановке надо действовать спокойно и взвешенно -- как подобает солидному и успешному игроку. Главное -- не дать вовлечь нашу страну в сомнительные комбинации и начинания, инициируемые отдельными участниками.
В ситуации с северокорейской ядерной проблемой на протяжении почти двух десятков лет были попытки применения различных моделей урегулирования, отрабатывались разные переговорные форматы, а успехи перемежались с конфронтацией. Не исключено, что и на этот раз, несмотря на беспрецедентность нынешнего кризиса, процесс может быть выведен на новый виток. В любом случае скудные ракетно-ядерные возможности Северной Кореи не представляют реальной военной угрозы для России. А вот как воспользуется Запад возможными опрометчивыми шагами КНДР, -- вот за этим-то нужно следить наиболее внимательно.
Александр ВОРОНЦОВ, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, Петр АГАЛЬЦОВ, политолог