Российский президент Дмитрий Медведев в сентябре посетит Туркмению, чтобы приветствовать участников международного авторалли Казань--Ашхабад. 13 сентября они закончат в туркменской столице свой девятидневный путь длиной 4,5 тыс. километров. Об этом стало известно после состоявшегося 30 июня телефонного разговора между президентами Туркмении и России. Накануне, 29 июня, Дмитрий Медведев тепло поздравил Гурбангулы Бердымухамедова с днем рождения, туркменскому президенту исполнилось 52 года. Это событие было отмечено открытием в Ашхабаде Музея президента Бердымухамедова.
Идея проведения авторалли, маршрут которого пройдет через российский Южный Урал, степи Казахстана и пески туркменских Каракумов, принадлежит самому туркменскому президенту, который распорядился выделить на его проведение 5 млн евро. Бердымухамедов лично опробовал в Татарии один из гоночных «Камазов». Ралли получило название «Шелковый путь», ему присвоена категория той же сложности, что ралли Париж--Дакар.
Как сказано в сообщении туркменского официоза, «значение этого авторалли выходит за рамки сугубо спортивной акции и призвано стать символом неразрывности уз дружбы и добрососедства, издревле связывающих народы Туркменистана, России и Казахстана». Это не пустые слова, ведь масштабные заказы, размещенные Ашхабадом на автогиганте в Набережных Челнах (4,5 тыс. «Камазов» за два года), стали спасительными для флагмана российского автопрома.
Однако торжественное мероприятие, намеченное на сентябрь, могло быть сорвано из-за политической недальновидности туркменской дипломатии, на которую вовремя было указано главой государства. Это было сделано вчера, когда президент Бердымухамедов срочно вызвал к себе руководство туркменского МИДа во главе с министром Рашидом Мередовым.
Как стало известно «Времени новостей», во время совещания президент подверг резкой критике главу МИДа за сделанное им предложение пригласить на финиш авторалли Казань--Ашхабад одновременно президентов России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Ющенко. Бердымухамедов усомнился в том, что российский президент согласился бы оказаться в одной компании с украинским коллегой. «Ты бы еще Саакашвили пригласил!» -- раздраженно сказал он своему министру.
По сведениям «ВН», г-ну Мередову досталось от президента не только за это. Министру было строго указано на необходимость исключить утечки информации из его ведомства в прессу. Разумеется, речь шла не о туркменских СМИ, в которых много лет один сплошной официоз. Судя по тем упрекам в адрес МИДа, недовольство президента было вызвано
публикацией во «Времени новостей» от 22 июня, где рассказывалось о неудачных результатах заседания 3 июня в Брюсселе комиссии Туркмения--Евросоюз. Рашид Мередов тогда возглавлял туркменскую делегацию.
На днях число неудач туркменской дипломатии и лично г-на Мередова увеличилось. Не снискал он славы и по итогам визита в США (см. «ВН» от 1 июля). Обнаружились проблемы еще на одном внешнеполитическом тренде Ашхабада -- на китайском. В начале 2010 года должен вступить в строй газопровод из Туркмении в Китай, мощность которого должна достичь 40 млрд кубометров газа. Но до сих пор неизвестна формула цены на газ, которую собираются платить китайцы. А на днях, по сведениям «ВН» из источников, близких к китайско-туркменским переговорам, Пекин выдвинул условие оплаты за туркменский газ частично по бартеру, китайскими товарами. Это явно не входило в планы Ашхабада, рассчитывавшего получать за газ в твердой валюте.
В такой ситуации в Ашхабаде сочли за благо вновь развернуться в направлении сотрудничества с Россией. Свидетельством этому стали адресованные Дмитрию Медведеву заверения туркменского лидера в том, что Ашхабад «очень дорожит отношениями искренней дружбы и тесного сотрудничества с Россией, которым сегодня придана новая высота, отвечающая как огромному потенциалу, так и взаимным интересам народов двух государств». Что касается Ющенко, то он все-таки появится в Туркмении в сентябре, но его визит будет разведен по времени с пребыванием там Медведева. Президент Украины примет участие в открытии грандиозного моста через Амударью, строящегося украинскими строителями с конца прошлого века.