|
|
N°146, 13 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дальний Восток ближе
Корейский прорыв - достойный конец президентства Клинтона
Неутешительные новости с густо политых кровью полей ближневосточного урегулирования стали болезненным ударом по престижу доживающей последние недели администрации Билла Клинтона. Тут-то и обозначилась достойная альтернатива Ближнему Востоку -- Клинтон все-таки успеет стать миротворцем, примирив США с двумя старыми дальневосточными противниками эпохи «холодной войны».
Прибывший в США на прошлой неделе из КНДР в качестве «специального посланника великого вождя Ким Чен Ира» маршал Чо Мен Рок передал Клинтону личное письмо вождя и его «волю улучшить отношения между КНДР и США». Уверения северокорейского эмиссара в решимости Пхеньяна исключить из двусторонних отношений конфронтацию и недоверие произвели на вашингтонскую верхушку самое благоприятное впечатление. Госсекретарь Мадлен Олбрайт объявила, что отправится с визитом в КНДР для организации визита туда Билла Клинтона. Сроки оглашены не были, однако для промедления времени нет: в середине января следующего года Клинтон должен будет освободить служебное помещение в Белом Доме. Уже объявлено о запланированном на середину ноября визите Клинтона во Вьетнам. Если Олбрайт отвлечется от ближневосточных склок и в ближайшие недели посетит КНДР, то перспектива исторического тура президента США из Ханоя в Пхеньян обретет реальные черты.
Сторонам вроде бы удалось добиться взаимопонимания по вопросу о международном терроризме. Однако для конкретного удаления из списка «спонсоров терроризма» с целью получения иностранных кредитов Пхеньяну предстоит выдать четырех террористов из радикальной группировки «Японская красная армия», которые в 1977 году угнали японский пассажирский самолет в КНДР и получили там убежище.
Президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун уверен, что установления дипотношений между КНДР и США можно ожидать в конце этого или начале следующего года. Скептики замечают, что к этим срокам возможно лишь открытие пунктов связи, а не полноценных посольств. Сторонам еще предстоит подписать полномасштабный мирный договор, поставив правовую точку в войне 1950--1953 годов. Пхеньян подтвердил обещание не испытывать баллистические ракеты, при этом маршал Чо даже не заикнулся о выводе войск США с Корейского полуострова. Это молчаливое признание существующих военно-политических реалий не могло не понравиться Вашингтону.
Александр ТИМОФЕЕВ