|
|
N°110, 25 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мерцающий процент
Только аналитики смогли заметить снижение цен в аптеках
Впервые с начала финансового кризиса цены на лекарственные препараты в российских аптеках стали ниже. Своеобразный «откат» ценников был зафиксирован маркетинговым агентством DSM Group -- аналитики этой компании подсчитали, что в мае средняя стоимость препаратов в рознице стала на 1,3% меньше по сравнению с апрелем. При этом средняя розничная стоимость одной упаковки лекарственного средства на коммерческом рынке за тот же период упала на 0,9%. Сейчас этот показатель немного не дотягивает до 76 руб. «Такая динамика прослеживается и в июне, о чем свидетельствуют данные ежедневного мониторинга», -- утверждают в DSM Group.
Такой эффект дало наложение сразу нескольких экономических факторов, считают специалисты. «Значительно сказалась курсовая разница, учитывая, что в мае курс доллара опускался до 31 руб.», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор DSM Group Александр Кузин. Не стоит забывать, что более 70% (в денежном выражении) продающихся в России медикаментов производится в других странах и закупается за валюту. Не менее важны и сезонные колебания потребления, описанные во всех бизнес-учебниках. «Известно, что средняя стоимость одной аптечной покупки в весенне-летний период на 5--10% (в разные годы по-разному) отличается от средней стоимости покупки в осенне-зимний период», -- рассказал «Времени новостей» директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский. К тому же, по его словам, на общий баланс цен оказывает влияние и тот факт, что май -- это конец сезона, когда продавцы стремятся избавиться от «зимнего» простудно-гриппозного ассортимента и устраивают распродажные акции.
«Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, говорить о том, что на фармацевтическом рынке наблюдается тенденция к снижению цен, просто несерьезно. Тем более что колебания в рамках одного месяца малопоказательны с точки зрения статистики и недостаточны для дальнейших прогнозов», -- уверен г-н Крестинский. Тем не менее он поддерживает уверенность коллег из DSM Group в том, что по итогам июня также будет фиксироваться снижение роста цен: «Курсовые изменения в мае были значительно больше, чем изменения стоимости лекарств. Это говорит о том, что эффект будет пролонгированным».
О том, что майское удешевление стоит воспринимать не иначе как коррекцию, говорит и анализ цен на фармрынке за первый квартал 2009 года, также подготовленный DSM Group. По подсчетам маркетологов, основанным на ежедневном мониторинге практически всех аптечных сетей, в отличие от прошлых лет, когда рынок бурно развивался, прибавляя по 30--35% в год, в первые месяцы этого года наблюдалась стагнация. За апрель и май количество проданных упаковок лекарств уменьшилось на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом объем рынка в рублях (невзирая на рост курса валют) увеличился всего на 23%. В тот же период прошлого года этот показатель превысил 35%. В итоге объем коммерческого рынка в потребительских ценах за первый квартал 2009 года составил около 120 млрд рублей.
Аналитики полагают, что феномен снижения цен на такой социально значимый товар, как лекарства, пока основан на «мерцании» рублево-долларового курса. И ощутить его на собственном кошельке у покупателей никак не получится.
Галина ПАПЕРНАЯ