|
|
N°110, 25 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мирный договор утратил перспективу
Российские парламентарии ответили японским коллегам
Российская Госдума дала вчера жесткий ответ японским коллегам, объявившим «суверенитет» Токио над четырьмя российскими островами Южнокурильской гряды. В заявлении нижней палаты Совета Федерации сказано, что усилия по решению проблемы мирного договора между двумя странами «в сложившихся условиях, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу». Эти усилия «будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок», которые «юридически фиксируют отказ Токио от любых компромиссов».
Нижняя палата японского парламента 11 июня единогласно приняла поправки к закону 1982 года «Об особых мерах по форсированию решения проблемы северных территорий» -- так японские политики называют острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи. Хотя история притязаний Токио на эти территории насчитывает уже не одно десятилетие, Южные Курилы были впервые законодательно определены в качестве «находящейся под суверенитетом Японии» ее «исконной территории», а органам государственной власти всех уровней было предписано прилагать максимум усилий для их «скорейшего возвращения». С точки зрения Москвы, эти территории легитимно вошли в состав России по итогам второй мировой войны после разгрома союзниками императорской Японии.
Госдума считает, что вопрос о Южных Курилах десятки лет «усиленно муссируется политическими кругами Японии, вследствие чего стал одним из самых сложных». Москва стремится «к укреплению добрососедства, справедливо полагая, что интересы России, ее регионов, бизнес-сообщества, простых людей в России и Японии требуют последовательного и поступательного развития всего комплекса двусторонних отношений без постоянной оглядки на призраки прошлого». Однако решение японских парламентариев «лишает правительство Японии свободы маневра» в диалоге с Россией, а сам диалог -- «какой-либо перспективы». Российские депутаты намекнули, что оставляют за собой право ввести законодательный запрет на обсуждение с Токио проблемы заключения мирного договора.
«Думское постановление -- адекватный ответ на японскую акцию. Предпринята она была в канун намеченной на начало июля в Италии в рамках саммита «большой восьмерки» встречи президента Дмитрия Медведева и премьера Японии Таро Асо», -- сказал «Времени новостей» глава Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. Японцы предприняли откровенную попытку «оказать психологическое давление на Россию». Внутри Японии ситуация сложная, там до сентября должны пройти выборы в нижнюю палату парламента. Однако премьер Асо их откладывает, поскольку Страну восходящего солнца «охватил сильнейший с послевоенного времени экономический кризис, сопровождающийся ростом социальной напряженности». Популярность Асо падает. «Если дело так пойдет дальше, то правящая Либерально-демократическая партия власть потеряет, а потому она пытается набрать очки на внешнем фронте путем поднятия темы «северных территорий», -- пояснил эксперт.
Токио призывает Москву исходить из двустороннего трактата о торговле и границах 1855 года, по которому Южные Курилы отошли к Японии. По завершившему Русско-японскую войну 1904--1905 годов Портсмутскому миру Япония получила все Курилы и южную часть Сахалина. Но в сентябре 1951 года на конференции в Сан-Франциско Япония отказалась от всех прав на эти территории, что было закреплено в мирном договоре с 48 странами -- участницами антифашистской коалиции. Желая выразить поддержку образованной в 1949 году молодой Китайской Народной Республике, полномочия представителей которой союзники не признали, делегация СССР договор не подписала.
В 1956 году парламенты СССР и Японии ратифицировали совместную декларацию, в которой обе стороны согласились с тем, что Москва после подписания мирного договора передаст Шикотан и Хабомаи. Однако для Японии эта договоренность была не более чем промежуточным шагом к получению контроля над всеми Южными Курилами.
По оценке Валерия Кистанова, со стороны России «прослеживается некоторая непоследовательность»: «Сперва президент в феврале на Сахалине говорит Асо о необходимости нестандартных решений, потом наш МИД это опровергает». На днях глава администрации президента Сергей Нарышкин в Токио вновь напомнил о «нестандартном подходе», поиск которого должен идти «спокойно, не вызывая негативной реакции у одной из сторон». По мнению эксперта, «у японцев слова о «нестандартном подходе» порождают неоправданные надежды, в то время как на настоящий момент все варианты перечислены, обдуманы, обсуждены». Впрочем, г-н Нарышкин заметил в японской столице, что «нервозность одной из сторон, которая может быть вызвана или вызывается резкими политическими заявлениями и решениями, вызывает желание сделать паузу», однако «этот диалог не терпит длинных пауз -- нужно кропотливо и очень спокойно искать компромиссные решения».
Александр САМОХОТКИН