За два дня
рабочей поездки в Королевство Нидерландов российский президент Дмитрий Медведев обнадежил многих. Местным компаниям он пообещал расширение присутствия на российском рынке и участие в перспективных энергетических проектах, США -- качественно новый уровень отношений, а всему миру -- существенное сокращение ядерного бремени.
Именно взаимоотношения с Вашингтоном и стали главной сенсацией выходных, проведенных президентом в Нидерландах. «За последние годы отношения (между Россией и США.
--
Ред.) подверглись коррозии, и я надеюсь, что с приходом новой администрации (Барака Обамы.
--
Ред.) этим отношениям будет придана новая форма, более благоприятная и доверительная», -- заявил Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам визита.
Получится ли совершить «перезагрузку», станет ясно в ближайшие недели. Россия подготовила новые предложения по заключению нового Договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) и готова представить их президенту США Бараку Обаме во время его визита в Москву 6--8 июля. «Мы готовы сократить наши стратегические носители в несколько раз по отношению к Договору СНВ-1. Что же касается связанных с этими носителями боезарядов, то их количество должно быть ниже уровня, предусмотренного Московским договором 2002 года. Мы за реальное, эффективное и проверяемое сокращение», -- заявил российский президент.
Но при этом Москва увязывает свои предложения с отказом американцев от размещения третьего эшелона системы противоракетной обороны в Восточной Европе. «Не скрою, нам предстоит решить серьезные проблемы. Мы не можем согласиться с американскими планами по созданию глобальной ПРО. Хотел бы подчеркнуть, что предлагаемые нами сокращения возможны только в том случае, если США снимут российские озабоченности. При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре», -- подчеркнул г-н Медведев.
В Вашингтоне еще не готовы дать ответ. «Пока мы не будем комментировать предложения, содержащиеся в выступлении президента России об увязке радикального сокращения стратегических наступательных вооружений с отказом от размещения элементов ПРО в Восточной Европе», -- заявил Интерфаксу в воскресенье пресс-секретарь государственного департамента США Иэн Келли.
Следует напомнить, что срок действия Договора СНВ-1 заканчивается 5 декабря этого года, и Москва уже заявляла о том, что не намерена автоматически продлевать его действие. По договору, подписанному в 1991 году, обе стороны должны были сократить количество ядерных боеголовок до 6 тыс., а их носителей -- до 1600 с каждой стороны. В 2002 году в Москве две страны подписали новый Договор о сокращении наступательных потенциалов, по которому пределы сокращений установлены в промежутке от 2200 до 1700 единиц к декабрю 2012 года. Именно ниже этого уровня Дмитрий Медведев и предлагает установить новую планку. Но проблема в том, что действующие договоры не являются юридически обязывающими, поэтому российский президент и настаивает на всеобъемлющем характере нового соглашения.
Сама поездка российского президента в Нидерланды была в значительной степени посвящена экономическим и культурным, а не политическим проблемам и не с США, а с самими Нидерландами. По итогам прошлого года товарооборот между странами приблизился к 62 млрд долл., что вывело голландцев на второе после Германии место среди российских партнеров. Нидерланды поставляют нам машины, оборудование и транспортные средства (это большая доля экспорта -- около 35%), продовольствие, цветы, овощи (примерно 33%), «химию», электронику, медицинские приборы, электрооборудование. А в некоторых областях Нидерланды вообще вне конкуренции. Так, 80% продаваемых в России цветов поставляются из "королевства тюльпанов".
По сумме прямых инвестиций в российскую экономику страна размером с Московскую область стала самым крупным иностранным инвестором. Объем накопленных капиталовложений на конец прошлого года равняется 45,2 млрд долл., что составляет 18% всех иностранных инвестиций. В России работает более 800 голландских компаний.
Наиболее крупные проекты реализуются в газовой сфере. Ведущий голландский газовый концерн N.V.Nederlandse Gasunie владеет 9% акций компании Nord Stream -- оператора проекта «Северный поток». А англо-голландская компания Royal Dutch Shell совместно с «Газпромом» реализует проект «Сахалин-2», в рамках которого в России был построен первый завод по производству сжиженного природного газа. Дмитрий Медведев пообещал голландцам оказать содействие в доступе к аналогичному новому проекту "Газпрома" на Ямале. «То же самое относится и к ямальским проектам. Мне представляется, что мы можем продвинуться по соответствующим проектам. У нас идут консультации. У нас есть необходимость продолжить консультации по «Северному потоку», поэтому в целом, если говорить о нашем энергетическом сотрудничестве, я считаю, что оно развивается по абсолютно правильному сценарию и в известной мере является примером того, как Российская Федерация может сотрудничать со своими европейскими партнерами», -- убежден российский президент.
Нидерланды крайне заинтересованы в участии в этих масштабных российских проектах. Премьер-министр Ян Петер Балкененде заявил на пресс-конференции: «Русские могут очень хорошо выбирать нужного игрока в нужном месте. Это мы поняли после чемпионата Европы по футболу в прошлом году. Единственное, что помогло мне пережить тот ужасный день (поражение в четвертьфинале сборной Нидерландов от сборной России -- 1:3. --
Ред.), это сознание, что российскую сборную тренировал мой соотечественник». Видимо, он намекал на то, что голландские компании смогут принести России не меньшую пользу, чем футбольный тренер Гус Хиддинк.
Кстати, первый опыт голландских инвестиций в Россию относится еще к 1890 году, когда «Филипс» выиграл, как бы мы сейчас сказали, тендер на электрификацию Зимнего дворца. Одну из тех исторических лампочек Дмитрию Медведеву преподнесло нынешнее руководство компании во время двусторонней встречи.
Вообще очень многие вещи, начиная от российского триколора и заканчивая рецептом сыра «Российский», были привезены именно из Нидерландов. Как известно, для Петра Первого эта страна была образцом для подражания. Именно здесь он прорубал «окно в Европу», и даже Санкт-Петербург строился по образцу Амстердама. Магическая связь этих двух городов была в очередной раз подтверждена в эти выходные, когда супружеская чета Медведевых вместе с королевской нидерландской семьей открыли филиал Эрмитажа на Амстеле.
Они стали первыми посетителями музея, которому предстоит стать третьим по величине музеем Амстердама после Национального музея и Музея Ван Гога. Сам филиал Эрмитажа существует в нидерландской столице с 2004 года, но в пятницу он переехал в специально отремонтированное для него здание. «Эрмитаж на Амстеле» стал седьмым по счету, но первым заграничным филиалом знаменитейшего русского музея. Остальные расположены в Санкт-Петербурге и один -- в Казани.
В музее будут проходить выставки исключительно из российских музеев. Первая из них, которую и посетили высокие гости, носит название «Жизнь русского двора. Дворец и протокол в XIX веке». На выставке по акварелям, картинам, литографиям XVIII--XIX веков можно в подробнейших деталях изучить Петербург и интерьеры Зимнего дворца, увидеть многочисленные бальные платья русских красавиц и ордена Российской империи.
Для королевы Нидерландов Беатрикс, связанной с российской императорской семьей кровными узами, экспозиция представляла особый интерес. Впрочем, выставка понравится любому гостю, особенно когда экскурсию проводит сам глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он показал портрет Николая Второго работы Репина, считавшийся пропавшим после революции, и трон Романовых. «А подсвечники тоже наши?» -- поинтересовался Дмитрий Медведев, указывая на бронзовые каминные подсвечники 1800--1825 годов с изображением богини победы Ники. «Все наше», -- заверил г-н Пиотровский.
Кроме того, президент обратил внимание на платья дам и мундиры. «Это, как говорят сейчас, одежда casual, которую носили в начале ХIХ века», -- с улыбкой сказал он. После экскурсии Дмитрий и Светлана Медведевы, королева Беатрикс, наследный принц Виллем-Александр и принцесса Максима отправились на противоположную сторону реки Амстел, чтобы наблюдать за торжественным представлением по случаю открытия музея. Сцена для представления была выстроена посреди реки, так что зрителями шоу смогли стать не только почетные гости, но и жители Амстердама и туристы, заполнившие соседние уличные кафе, мосты и набережные.