Время новостей
     N°107, 22 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2009
Судебный голод
В Ингушетии заново начинается процесс по делу о нападении на республику
В Ингушетии на прошлой неделе объявили голодовку участники последнего крупного процесса по делу о нападении боевиков на республику в июне 2004 года. На крайние меры они пошли после того, как председательствующий на процессе глава Верховного суда (ВС) Ингушетии Михаил Задворнов спустя два года после начала рассмотрения по настоянию прокуратуры вернул дело на стадию предварительных слушаний. Фактически процесс после этого должен начаться заново. При этом суд принял решение рассматривать дело коллегией из трех судей, а не с участием присяжных.

На скамье подсудимых по этому делу оказались 12 человек. Адама Муталиева, Илеза Ганиева, Бейбулата Амирханова, Акрамата Гамботова, Дауда Муталиева, Мурата Эсмурзиева, Темури Пареулидзе, Магомеда Кодзоева, Зураба Эстоева, Арби Хатуева, Зелимхана Гардалоева и Муссу Дзортова обвиняют в «бандитизме», «участии в преступном сообществе», «убийстве», «терроризме», «незаконном обороте и хранении оружия и боеприпасов», «незаконном уничтожении чужого имущества», «посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов». Подсудимые были задержаны в разное время, некоторые из них ожидают суда уже более четырех лет.

По версии следствия, все они причастны к различным преступлениям в 2004--2005 годах, в том числе к нападению боевиков на ряд силовых структур Ингушетии в ночь на 22 июня 2004 года. В результате развернувшихся по всей республике ожесточенных ночных боев между боевиками под руководством Шамиля Басаева и ингушскими силовиками погибли 98 человек, 67 из них были сотрудниками правоохранительных органов. По итогам рейда боевики завладели примерно 1200 единицами огнестрельного оружия и 70 тыс. единиц боеприпасов.

Процесс над 12 обвиняемыми начался в ВС Ингушетии еще в апреле 2007 года и проходил с участием коллегии присяжных. По словам адвоката нескольких обвиняемых Магомеда Гандарова, в середине лета 2008 года процесс подходил к своему завершению и стало очевидно, что после представления доказательств присяжные настроены в пользу подсудимых. Понимая, что оправдательный приговор неминуем, прокуратура, по словам защитника, начала затягивать разбирательство под разными предлогами. Перед началом прений процесс был перенесен в Нальчик, куда два гособвинителя попросту не являлись.

Требуя ускорить вынесение приговора, в октябре 2008 года подсудимые объявили первую голодовку, которая прекратилась с приходом к власти нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и обещаниями ускорить дело. Примерно в это же время прокуроры сумели добиться отвода судьи. После этого никто из судей ВС республики не хотел браться за рассмотрение этого дела. Тогда его вынужден был взять лично председатель ВС Ингушетии Михаил Задворнов. Но возобновился процесс лишь после того, как родственники обвиняемых в марте провели пикеты у администрации президента Ингушетии и у здания местного МВД. Митингующих принял г-н Евкуров, пообещав взять ситуацию на контроль.

В конце апреля судья постановил начать рассматривать дело 3 июня со стадии предварительных слушаний. По мнению г-на Гандарова, это было сделано вопреки закону и под давлением Генпрокуратуры только для того, чтобы, используя принятые в конце прошлого года поправки в УПК, добиться отмены рассмотрения дела коллегией присяжных. И действительно, 17 июня по ходатайству прокуратуры г-н Задворнов принял решение рассматривать заново начавшийся процесс коллегией из трех судей. На следующем заседании, которое пройдет 8 июля, сторона обвинения уже во второй раз начнет представлять свои доказательства.

По словам г-на Гандарова, объявленная голодовка вряд ли изменит ситуацию. «Исходя из того, как власть относится к этим людям, никак не реагируя на творящийся произвол, считаю эту затею напрасной», -- сказал г-н Гандаров, отметив, что обвиняемые протестуют именно против отмены суда присяжных. По его словам, в ходе состоявшегося в прошлом году исследования доказательств стало очевидно, что семь-восемь обвиняемых абсолютно не виновны, имеют подтвержденное алиби и вообще не имеют никакого отношения к боевикам. При этом адвокат отметил, что в отношении остальных обвиняемых некоторые доказательства их причастности к тем или иным преступлениям имеются.

Г-н Гандаров не сомневается, что теперь всем подсудимым почти гарантирован обвинительный приговор. По его словам, он дважды обжаловал в Верховном суде России сам факт возвращения г-ном Задворновым к предварительным слушаниям, но его жалобы до сих пор не отправлены. По его словам, он еще никогда не сталкивался с таким вопиющим случаем судебного произвола. Он также сообщил, что в ближайшее время планирует обжаловать решение ВС Ингушетии в Европейском суде по правам человека.

Известный ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев в конце прошлой недели посетил шестерых обвиняемых в ИВС Назрани и сообщил, что они находятся в плохом состоянии. По его словам, так как в Ингушетии нет ни одного СИЗО, а места в ИВС не хватает, на заседания суда подсудимых доставляют из СИЗО Пятигорска. Находящихся в Назрани подсудимых после заседания 17 июня должны были перевезти обратно в Ставропольский край, но из-за плохого самочувствия они отказались переезжать и приняли решение объявить голодовку. «За то время, что их держат под стражей, а это уже пятый год, что только с ними не делали. Их пытали, без конца перевозят с места на место, и этому произволу не видно конца», -- возмущается оппозиционер. По его данным, часть задержанных, находящихся в ИВС, в знак солидарности также планирует объявить голодовку.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии