В минувшую пятницу первый заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков навестил президента Башкирии Муртазу Рахимова, чтобы уладить публичный конфликт между главой республики, федеральным центром и партией «Единая Россия».
К конфликтной ситуации привели нелицеприятные высказывания главы региона в прессе. Главный итог визита г-на Суркова в Уфу, заранее широко рекламировавшегося администрацией г-на Рахимова, очевиден: шансы самого возрастного из российских глав регионов, 75-летнего президента республики доработать до окончания очередного срока полномочий в 2011 году велики, но его преемника будет выбирать федеральный центр, а не нынешняя башкирская политическая элита.
В начале июня в газете «Московский комсомолец» было опубликовано интервью г-на Рахимова, в котором он жестко раскритиковал действующую политическую систему за излишне централизованную региональную политику федеральных властей. По словам президента Башкирии, «ему стыдно смотреть на Госдуму, где царствует «Единая Россия». Он считает необходимым провести срочную модернизацию партийной системы, пока страна окончательно не скатилась во времена СССР. Муртаза Рахимов поделился мнением о том, что «Единой Россией» пытаются руководить люди, «которые и тремя курицами не командовали». На его взгляд, очень плохо, что в России все контролирует одна партия -- их должно быть минимум две, как в Англии и Америке.
После этого выступления эксперты принялись с новой силой обсуждать уже давно ходившие слухи о скорой отставке президента -- патриарха «ельцинского призыва». В партии резче всего на заявления г-на Рахимова отреагировал заместитель секретаря генерального совета «Единой России» Андрей Исаев. Он предложил за нанесенные единороссам оскорбления лишить главу Башкирии партбилета. Но за бессменного губернатора заступилось башкирское отделение партии, фактически созданное Муртазой Рахимовым: оно выступило со встречной инициативой исключить из партии самого г-на Исаева.
В свою очередь председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов также пообещал разобраться с Муртазой Рахимовым, но без крайностей. «Никаких, скажем так, скоропалительных выводов, тем более касающихся исключения из партии, безусловно, не последует. Но выяснить отношения, безусловно, придется», -- сказал г-н Грызлов. И добавил, что намерен встретиться с президентом Башкирии и выслушать его разъяснения.
Но куратор партстроительства в России Владислав Сурков решил разрулить конфликт лично. Стало ясно, что вопрос досрочной отставки башкирского президента не встанет: не зря же замруководителя администрации президента поехал к нему в Уфу, а не вызвал «на ковер» в Москву, как обычно бывает с провинившимися в глазах Кремля главами регионов.
По словам г-на Суркова, его общение с Рахимовым носило конструктивный характер. «Мы в очередной раз встретились с одним из самых авторитетных руководителей субъектов федерации, членом высшего совета «Единой России», стоявшим у истоков создания партии. Обсудили текущие вопросы и еще раз убедились, что мы единомышленники», -- сказал Владислав Сурков по итогам встречи. В свою очередь Муртаза Рахимов не скрывал удовлетворения от итогов встречи: «Мы обсудили все текущие вопросы, и, как всегда, между нами имеется полное взаимопонимание. У нас очень хорошие уважительные отношения с федеральным центром. Мы всегда поддерживали и поддерживаем президента Дмитрия Медведева и премьера, председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина».
Напоследок, выступая перед башкирским активом «Единой России», Владислав Сурков назвал Муртазу Рахимова одним из лучших региональных руководителей в стране.
Однако эксперты увидели за этими комплиментами и другую реальность: Рахимову и башкирским единороссам пришлось пойти на уступки. Ни один из острых вопросов, которые они ставили, не получил положительного ответа. Например, отвергнута была инициатива башкирского отделения партии о самостоятельном рассмотрении кандидатуры следующего президента республики. Г-н Сурков дал понять, что создавать эксклюзивные условия башкирским единороссам никто не намерен.
Как бы там ни было, президент Башкирии официально заявил, что не собирается уходить до истечения срока полномочий, которые заканчиваются в 2011 году. Ранее он заявлял, что не собирается и оставаться в должности по истечении этого срока.