Время новостей
     N°107, 22 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2009
Пересчет на крови
Иранская оппозиция отвергает результаты выборов
Ситуация в Иране угрожает выйти из-под контроля властей. Волнения, начавшиеся после объявления результатов президентских выборов, приобрели характер острого гражданского противостояния. В минувшую субботу в столице произошли ожесточенные столкновения между силовиками и демонстрантами, требующими отмены результатов выборов. Полиция применила слезоточивый газ, резиновые дубинки и водометы. Согласно заявлениям властей «террористы» подожгли две автозаправочные станции и напали на военный пост.

По официальным подсчетам, только 20 июня на улицах Тегерана погибли десять человек, а общее число жертв за неделю беспорядков составило 17 человек. Однако независимые источники сообщают о 150 погибших. Появились сведения о трех погибших во время беспорядков около одной из тегеранских мечетей, которую якобы пытались сжечь демонстранты, но эта информация не подтвердилась. Кроме того, смертник взорвал себя у мавзолея основателя Исламской республики аятоллы Хомейни на юге иранской столицы, были ранены восемь человек. «Взрыв нанес ущерб усыпальнице. Бомбист погиб, один паломник ранен», -- сообщил представитель полиции.

В субботу были арестованы пятеро членов семьи экс-президента Ирана Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, включая его старшую дочь 46-летнюю Фаезе Хашеми, выступавшую на одном из митингов оппозиции. Власти утверждают, что изолируют от общества зачинщиков беспорядков. Главный лозунг участников протестов остается прежним -- «Где мой голос?» Однако все чаще звучит новый призыв «Долой диктатуру!».

Хотя вчерашний день прошел в Тегеране относительно спокойно, сторонники оппозиции продолжают борьбу за отмену результатов состоявшихся 12 июня выборов, на которых победил 52-летний президент Махмуд Ахмадинежад. Его главный оппонент 67-летний бывший премьер и умеренный реформатор Мирхоссейн Мусави призвал «продолжать мирные протесты», подчеркнув, что граждане «имеют конституционное право на демонстрации». По официальным данным, Ахмадинежад набрал 62,63% голосов, его основной соперник -- 33,75%.

Мусави обратился в Наблюдательный совет, в состав которого входят представители высшего шиитского духовенства, с требованием признать выборы недействительными из-за массовых нарушений. Вчера иранские СМИ распространили заявление пресс-секретаря Наблюдательного совета Аббаса Али Кадкодаи о готовности этого органа «пересчитать голоса по случайной выборке, состоящей из 10% бюллетеней».

«Пересчет 10% бюллетеней ничего не даст, хотя ранее объявленные результаты будут подкорректированы», -- заметила «Времени новостей» завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. Эксперт полагает, что антиправительственные выступления продолжатся, но их масштабы будут зависеть от окончательного вердикта Наблюдательного совета: «Если сохранится нынешняя большая разница в голосах, поданных за Ахмадинежада и Мусави, демонстрации возобновятся с новой силой. Иранский народ психологически готов к продолжению акций протеста».

Пока демонстрации в основном проходят в Тегеране и его окрестностях. Власти ввели жесткие ограничения на деятельность иностранных журналистов и местных интернет-ресурсов. Руководитель иранской полиции генерал Исмаил Ахмади Могаддам направил открытое письмо Мирхоссейну Мусави, в котором предупредил, что его подчиненные будут «решительно пресекать» дальнейшие беспорядки. В ответ Мусави заявил, что готов стать шахидом -- мучеником за веру.

«Если властям не удастся быстро и эффективно подавить протестные выступления, можно ожидать появления разногласий между духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи и высшим шиитским духовенством», -- прогнозирует Нина Мамедова. По мнению эксперта, «существует вероятность, что религиозная верхушка убедит Хаменеи пожертвовать Махмудом Ахмадинежадом».

Помимо решения Наблюдательного совета, политически опасным для стабильности внутри Ирана может стать 40-й день после гибели манифестантов -- дата окончания поминовения погибших участников демонстраций по шиитской мусульманской традиции. Она наступит в конце июля. «К этому времени аятолла Али Хаменеи, Махмуд Ахмадинежад и высшее духовенство должны о чем-то договориться. Например, они могут объявить о проведении второго тура голосования с участием Ахмадинежада и Мусави. В противном случае Иран способна захлестнуть новая волна протеста», -- считает эксперт «Времени новостей».

Пока иранские власти не выказывают намерения делать существенные уступки и обвиняют в подрывной деятельности иностранные государства. Президент Ахмадинежад вчера напомнил правительствам США и Великобритании: «выступая с необдуманными комментариями», эти страны «не получат места в кругу друзей иранской нации». Президент рекомендовал им «скорректировать позиции, нацеленные на вмешательство».

Глава МИД Ирана Манучер Моттаки заявил о существовании «долгосрочного заговора, направленного на саботаж президентских выборов». Для этого, по его словам, в страну перед выборами были заброшены представители британских спецслужб. Кроме того, согласно заявлениям государственного иранского телевидения, за беспорядками стоят представители Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), якобы «получающие приказы из оперативного центра в Великобритании». Эта организация запрещена в Иране как террористическая, однако Евросоюз в январе текущего года исключил ее из своего списка террористических организаций. ОМИН была создана в 1965 году для борьбы против шахского режима за установление социалистической республики. Вскоре после исламской революции в Иране 1979 года она была запрещена, ее лидеры провозгласили себя борцами за создание в стране демократического светского государства.

Вчера министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что «категорически отвергает» идею о том, что участниками акций протеста в Иране манипулируют из-за рубежа. Президент США Барак Обама в субботу призвал власти Ирана «остановить все насильственные и несправедливые действия против собственного народа». Он заявил, что «всеобщие права на собрание и свободу слова необходимо уважать, и Соединенные Штаты будут вместе со всеми, кто стремится к осуществлению этих прав».

Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране