Сегодня в США с четырехдневным рабочим визитом прибывает вице-премьер, министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов. Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов распорядился послать его в Америку 5 июня в ходе заседания правительства, поручив министру согласовать с американцами повестку дня предстоящих двусторонних встреч и консультаций. Сообщение о поездке прозвучало для американцев как гром среди ясного неба. Как стало известно «Времени новостей» из дипломатических источников, сотрудники посольства США в Ашхабаде узнали об этом, наблюдая по туркменскому телевидению выступление президента Бердымухамедова.
Столь специфический стиль подготовки зарубежных визитов говорит не только о своеобразии представлений руководства Туркмении о значении дипломатического протокола в межгосударственных отношениях. Дело в том, что за несколько дней до этого г-н Бердымухамедов получил из Брюсселя пренеприятнейшее известие. 3 июня там на заседания комитета «Туркмения -- ЕС», как сообщал полуофициоз
Turkmenistan.ru, обсуждались «конкретные вопросы стратегии нового партнерства» между Брюсселем и Ашхабадом. Партнерство получило «зеленый свет» в апреле этого года, когда Европарламент дал добро на заключение временного торгового соглашения с Туркменией. Это стало возможным спустя 11 лет после начала переговоров, все эти годы европарламентарии ссылались на многочисленные нарушения прав человека в Туркмении.
Но когда в Брюсселе начали рассматривать «конкретные вопросы», обнаружилось, что европейские чиновники выставили новое условие сотрудничества: прозрачность механизмов поступления денег за газ и перераспределения их внутри бюджета Туркмении. Похоже, это стало неожиданностью для г-на Мередова, возглавлявшего туркменскую делегацию на переговорах в Брюсселе. В Ашхабаде ожидали, что европейцы будут настаивать на облегчении участи политзаключенных в Туркмении. Там даже были готовы выпустить на свободу еще нескольких узников -- туркменское руководство хорошо освоило метод тоталитарных режимов, «приторговывающих» политзэками в игре с Западом.
Однако условия, выставленные Еврокомиссией, посягали на главные тайны туркменского режима. Ведь покойный «отец всех туркмен» объяснял своим детям-туркменам, что деньги от продажи газа надежнее будет хранить в его собственной, а не государственной казне, чтобы не разворовали. Месяц назад эксперт британской неправительственной антикоррупционной организации «Глобал Уитнесс» Том Мейн сообщил, что 75% прибыли от продажи газа во времена Ниязова скрывали от государственного бюджета. По словам эксперта, его коллегам удалось найти подтверждение существованию 3 млрд долл. на счету прежнего туркменского диктатора в Дойче-банке.
Глава занимающейся анализом ситуации в Центральной Азии авторитетной европейской неправительственной организации «Евразийская транзитная группа» Михаэль Лаубш пояснил «Времени новостей», почему Европарламент выдвинул именно условие прозрачности платежей. Дело в том, что выдача разрешения на временное торговое соглашение с Туркменией вызвала волну острой критики со стороны международных правозащитных организаций. Однако потребовать в обмен на торговое соглашение улучшения гуманитарной ситуации в Туркмении европейские депутаты не могли. Ведь это поставило бы под сомнение утверждение, что ситуация с правами человека в Туркмении стала улучшаться, на основе которого и было получено разрешение на торговое соглашение.
После возникновения проблем в диалоге с Брюсселем Ашхабад решил срочно взять курс на Вашингтон. Как стало известно «ВН» из информированных туркменских источников, Рашид Мередов попытается заинтересовать крупные американские энергетические компании - такие как «Шелл», «Эксон-Мобил» и «Шеврон» в выходе на туркменский рынок со своими инвестициями и технологиями. В Ашхабаде надеются, что американцы помогут Туркмении в заключении договора о разделе Каспия, а также на переговорах о финансовых условиях туркменского участия в проекте газопровода «Набукко» и строительстве транскаспийского газопровода.
Есть сведения, что в Ашхабаде даже намерены дать «задний ход» переговорам с Пекином о получении китайского кредита в 3 млрд долл. на реализацию газовых проектов, о котором было объявлено несколько недель назад. Соглашение о механизме предоставления кредита еще не согласовано. По данным «ВН», Пекин требует гарантий, что Ашхабад будет использовать газовые месторождения, отведенные для заполнения строящейся трубы в Китай, лишь для поставок в китайском направлении.
Глава туркменского МИДа везет в Вашингтон предложения по использованию большого военного аэродрома в Мары как перевалочного пункта для наземного транзита грузов в Афганистан -- по железной дороге от Мары до Кушки на афганской границе. Этот маршрут гораздо ближе и безопаснее, чем нынешний, идущий от Ашхабада. Пару лет назад на шоссе Ашхабад--Мары произошла авария с машинами конвоя, и тут же с одной из баз США в Персидском заливе прилетел самолет, приземлившийся чуть ли не на трассе, который эвакуировал американских военных. Американцы не стали делать запрос на разрешение пролета в туркменском воздушном пространстве, сославшись на ооновский мандат действий международной коалиции в Афганистане. Ашхабад хочет, чтобы подобный мандат был выдан и для американского присутствия в Туркмении. Нынешнее же пребывание военных США практически в самой столице не может не беспокоить туркменское руководство.
Для переезда в Мары есть удобный повод -- строительство нового терминала ашхабадского аэропорта развернется как раз на том месте, где разгружаются прибывающие из США транспортные самолеты. Как утверждают источники «ВН» в Ашхабаде, несколько лет назад там перегружали в разобранном виде американские боевые вертолеты «Апач».