|
|
N°107, 22 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взвились кострами
«Первый отряд» в конкурсе «Перспективы» XXXI ММКФ
Московский кинофестиваль торжественно открылся 19 июня, и с субботы все задействованные залы вовсю показывают фильмы для публики, а жюри и журналисты отсматривают конкурс. ММКФ, как известно, имеет две конкурсные программы -- основной конкурс и «Перспективы», которые раньше предполагали наличие кино дебютного, свежего, а теперь собирают скорее кино необычное.
О фильмах основного конкурса читайте в завтрашнем номере: уже показали «Чудо» Александра Прошкина, на очереди -- «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой, это из российских премьер. Российский уклон фестиваля пока очень силен -- даже почетный приз Станиславского «Верю» вручили посмертно российскому актеру -- Олегу Янковскому.
Частично российским можно считать и самый интригующий фильм из уже показанных в конкурсе «Перспективы» -- японский «Первый отряд» (в титрах фильма кроме Японии еще Россия и Канада), аниме про альтернативную историю Отечественной войны.
Об этом фильме с одобрением отозвался наш обозреватель Станислав Ф. Ростоцкий.
Зимой 1942 года, когда немецкий блицкриг забуксовал в подмосковных снегах, война продолжается на самых разных уровнях, в том числе и на, так сказать, трансцедентном. Обе противоборствующие стороны используют силы Неведомого, но по диаметрально противоположному принципу: если члены общества «Ананербе» вступают в сговор с потусторонними силами и с помощью древнего меча вызывают себе на подмогу призрачную рать тевтонских рыцарей во главе с бароном фон Вольфом (тех самых, которые ровно семьсот лет назад оказались погребенными на дне Чудского озера), то специалисты из 6-го отдела советской военной разведки сосредоточиваются на отправке собственных эмиссаров по ту сторону жизни и смерти. И главной надеждой Красной армии в создавшейся ситуации, когда над полями сражений вот-вот грянет неизбежный и неумолимый Момент истины, становится Надя -- потерявшая память девочка из цирковой семьи, обладающая сверхъестественными способностями. Когда воспоминания прошлого к ней все-таки возвращаются, становится понятно, что она была одной из участниц легендарного Первого отряда, в котором постигали логику оккультной войны ее сверстники -- пионеры-герои Валя, Леня, Зина, и Марат. Так что теперь Надя должна отправиться в мир иной, чтобы мобилизовать своих товарищей на борьбу с адскими полчищами фон Вольфа, которые в полном соответствии с каноном, «вырываются из-под земли, чтобы обнажить свое жало»...
Разговоры о неком проекте, в котором канонические персонажи советской наглядной агитации смертным боем бьются с потусторонними монстрами на полях Великой Отечественной в формате японских мультфильмов-аниме, шли давно. Двое художников-эмигрантов, Миша Шприц из Нью-Йорка и житель Мюнхена Алексей Климов, придумали историю, в которой, условно говоря, соединились мотивы «Хеллбоя» и «Улицы младшего сына». В принципе идея была настолько удачной сама по себе, что могла бы отлично существовать и просто на уровне синопсиса, чтобы не разрушать смелый миф слишком уж конкретным и, возможно, не совсем адекватным воплощением. Но в определенный момент нашлись инвесторы, к непосредственному производству фильма подключилась важная японская мультстудия «4С», а режиссером стал Есихаро Асино (в свое время работавший, скажем, над рисованной версией «Дневника Анны Франк»). И вот теперь «Первый отряд» готов. И, надо сказать, вышел он куда лучше, чем ожидалось. Из безусловных плюсов -- тщательно проработанный антураж, в котором нет совсем уж очевидной и завиральной клюквы -- все смещения реальности, происходящие на экране, обусловлены неколебимыми традициями аниме: это, конечно, несколько альтернативная, но несущая в себе необходимую цельность внутреннего строя история. То есть, конечно, пионерки в тире на ВДНХ облачены в совершенно лолитские чулочки и юбочки (вполне гармонирующие с красными галстуками), но зато сама топография Выставки (и Красной площади, и Белорусского вокзала) воспроизведена дотошно, уважительно и со знанием дела (хотя и со смещением во времени). А в идиллических флэшбеках, в которых повествуется о знакомстве Нади и Лени, несложно считать предгрозовую тревогу «Тимура и его команды» или «Голубой чашки». Обвинить создателей «Первого отряда» в модной нынче «фальсификации истории» тоже вряд ли получится -- ну да, призрачный ландскнехт сносит голову политруку, ринувшемуся в атаку, и потусторонний мир выглядит как Парк Горького, опрокинутый в темные воды компьютерной игры «Сайлент Хилл», но все равно «враг будет разбит, победа будет за нами», а «правительство и командование», несмотря на тяжелую обстановку, «все равно остается в Москве». При этом все происходит внутри сугубо масскультного мира, что окончательно снимает возможные обвинения в очернительстве. Глава 6-го отдела генерал Белов (к слову, в английских субтитрах его фамилию транскрибируют как Below, что в переводе значит «внизу, ниже нуля, дальше, под») неотличим от Юрия Цурило в фильме «Хрусталев, машину». Таинственный монах, спасающий Надю от пары диверсанток совершенно «матричного» вида, не выставляет напоказ распятие, а кажется скорее этаким подмосковным джедаем, перенявшим Силу чуть ли не от самого Ивана Сусанина. Квартет замогильных пионеров-героев неотличим от «фантастической четверки» из комиксов компании Marvel. А уж собственно Надю можно смело отправлять сражаться не только с рыцарями фон Вольфа, но и с порождением недоброго ума корпорации «Амбрела» -- как Элис в «Обители зла».
Вопросы могут вызвать разве что несколько неожиданные игровые вставки, где (в лучших традициях научно-популярных телепрограмм) отечественные актеры, среди которых Григорий Мартиросян, Лабомирас Лауцявичус и Геннадий Пашутин, изображают психоаналитиков, историков и ветеранов, комментирующих все, что разворачивается в нарисованной вселенной «Первого отряда». Но даже это не мешает. Тем более что тексты им придуманы вполне адекватные и помогающие иному не продвинутому зрителю разобраться в происходящем.
Сражение еще не окончено -- об этом свидетельствует открытый финал, но в любом случае, хотя бы на данном этапе -- «Под водой и на воде враг не спрячется нигде», «Наша сила фашистов подкосила», «Враг хотел пировать, а пришлось горевать», «Под водой и на воде враг не спрячется нигде» и, конечно, «Свет победит тьму, а мир -- войну» («Избранные пословицы и поговорки русского народа», М., ГИХЛ, 1957). И это главное.
|